Началась акция «16 дней борьбы с насилием против женщин»

С 25 ноября по 10 декабря на Кипре проводится международная акция «16 дней борьбы с насилием против женщин». Как утверждает директор Средиземноморского института по изучению взаимоотношения полов (MIGS) Сюзанна Павлу, количество случаев бытового насилия с каждым годом неуклонно растет. При этом около 60% жертв никому не рассказывают о том, в каком аду они живут.

 

ЖЕРТВА — КАЖДАЯ ПЯТАЯ

— По данным исследования Евросоюза за 2014 год, каждая пятая женщина старше 15 лет на Кипре подвергалась физическому или сексуальному насилию, — рассказывает Сюзанна Павлу.

Согласно данным недавнего исследования, проведенного Кипрской ассоциацией по предотвращению и борьбе с насилием в семье, 28% от общего числа женщин, принявших участие в опросе, признались, что хотя бы раз подвергались домашнему насилию — физическому, сексуальному или психологическому.

— Данные полиции могут отличаться от результатов исследований, потому что они фиксируют только те случаи [бытового насилия], о которых стало известно полицейским, — подчеркивает глава MIGS.

Результаты опроса на Кипре совпадают со среднестатистическими показателями в других странах мира. Согласно данным исследователей, в мире каждые 12 минут от домашнего насилия погибает одна женщина.

— Может показаться, что на Кипре домашние насильники не убивают своих жертв. Однако данные Eurostat за 2014 год свидетельствуют об обратном. Только в течение того года на Кипре партнерами или мужьями были убиты пять женщин, — сообщает г-жа Павлу.

КОГДА НЕТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Одной из главных проблем, с которыми чрезвычайно сложно бороться, является психологическое насилие. Кипрские женщины, ставшие жертвами данного вида насилия, признают, что доказательства предоставить довольно сложно.

— Мы стараемся изменить это, — отмечает директор Средиземноморского института по изучению взаимоотношения полов.

Психологическое давление может быть как единственным видом агрессии в отношениях, так и сопровождаться физическим или сексуальным насилием.

— Ему трудно дать определение. Психологическое насилие может быть проявлением такого поведения, как, например, требования сообщить, куда уходит жертва, где она была. У нее проверяют телефон. Ее ограничивают в том, куда ей можно ходить и с кем общаться, — поясняет Сюзанна Павлу.

Иногда неконтролируемую ревность принимают за любовь, и тогда со временем психологическое насилие может перерасти в избиения. Контроль одного человека над финансами семьи также может быть одной из форм психологического насилия. Возможно, финансовый кризис, через острую фазу которого Кипр прошел в 2013 году, оказал влияние на взаимоотношения в семьях. Однако исследований на эту тему на острове не проводилось.

НУЖНЫ ЗАКОНЫ И СНЯТИЕ ТАБУ

Глава Кипрской ассоциации по предотвращению и борьбе с насилием в семье Кики Пойяджи признает, что бытовое насилие обходится слишком дорого государству (расходы на работу с жертвами насилия, предоставление им временного убежища, медицинской и юридической помощи и т.д.). Однако еще дороже домашнее насилие обходится его жертвам (их психике наносится непоправимый урон, а некоторые погибают).

— Рост количества случаев всех форм домашнего насилия, о которых сообщают женщины, свидетельствует о том, что превентивные, репрессивные или защитные меры, внедряемые государством и гражданским обществом, приносят свои плоды. Женщины на Кипре сейчас более информированные, они чувствуют поддержку в том случае, когда надо положить конец их проблемам безопасными для них методами, — полагает министр юстиции и общественного порядка Ионас Николау.

Спецуполномоченная при президенте Республики Кипр по вопросам равенства полов Джозефин Антониу признает, что среди приоритетов ее деятельности — создание законодательной базы, которая полностью защитит жертв насилия, а также широкое обсуждение проблемы бытового насилия в кипрском обществе. Иногда одного звонка в полицию или на телефон горячей линии Кипрской ассоциации по предотвращению насилия в семье бывает достаточно для того, чтобы спасти чью-то жизнь.

История Антигони: «Я схватила большой кухонный нож…»

— Мой муж был добрым, когда мы встречались, и первый год семейной жизни был нормальным. А потом я забеременела, и он стал пить больше обычного, — рассказывает 43-летняя Антигони. — Он начал бить меня по груди, ягодицам, животу.

 

Вспышку ярости могло спровоцировать всё, что угодно, начиная от недостаточной горячей еды и заканчивая оторванной пуговицей.

 

— Однажды ночью он пришел в ярость и заявил, что изобьет меня лишь за то, что я стала толстой и уродливой.

 

Антигони не могла ни с кем поговорить о своей проблеме, поскольку ее семья хорошо известна в городе. Она считала, что родители её не поверят.

 

— Я была на пятом месяце беременности. У меня не было денег и места, куда я могла бы пойти. У меня не было выбора, поэтому я осталась.

 

Передышка наступила, когда на шестом месяце беременности врачи положили ее в больницу из-за осложнений. Она провела оставшееся до рождения ребенка время в госпитале.

 

— Ему ужасно не понравилась эта ситуация, — вспоминает Антигони. — Когда он навещал меня, то заявлял, что расплата за то, что я оставила его одного, придет, когда я вернусь домой.

 

Через некоторое время после рождения дочери Антигони поняла, что ей необходимо кардинально изменить ситуацию.

 

— Он избил меня, а затем отправился спать. Я схватила большой кухонный нож и была готова подняться на второй этаж и всадить нож ему в грудь, когда он заснет. Когда я поднималась по лестнице, я заглянула в детскую комнату. Я увидела там моего ребенка, такого невинного и такого красивого. В тот момент я поняла, что страдаю не только я. Если он не уйдет, то в опасности окажется и моя дочь.

Дом принадлежал мне. Я нашла в себе мужество разбудить его и сказать ему, что с ним в моей жизни покончено. И что если он сейчас не уйдет, я расскажу всем о том, как он со мной обращался. Если он не покинет дом, то я убью его, когда он будет спать. Он никогда не видел меня такой и это его шокировало. Он ушел, но продолжает названивать и утверждать, что хочет вернуться и очень сожалеет о содеянном. Слишком поздно. В моем мире есть я и моя дочь, и ни одному мужчине не будет места в нашем мире.

 

Только цифры

* 10 миллионов евро выделил ЕС на борьбу с домашним насилием на Кипре в 2017 году.

* 6737 звонков о помощи либо сообщений о случаях насилия получила Кипрская ассоциация по предотвращению и борьбе с насилием в семье с января по сентябрь 2016 года.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Бесплатный телефон помощи в борьбе с домашним насилием — 1440

 

Кипрская ассоциация по предотвращению и борьбе с насилием в семье

Тел. 22-775888

www.domviolence.org.cy (есть версия на русском языке)