Йоргос КУНТУРИС: «Инвестировать нужно в образование и культуру!»

Художественный руководитель и главный дирижер Молодежного симфонического оркестра Кипра Йоргос Кунтурис окончил Санкт-Петербургскую консерваторию и прекрасно говорит по-русски. Он с теплотой вспоминает 12 лет жизни в России, благодарен за полученное образование и ощущает духовную связь с культурным пространством. «Образование и культура страны — это ее богатство. Вот куда нам [Кипру] нужно инвестировать! Это моя битва!» — говорит музыкант и политик.

Оксана АВСИТИДИЙСКАЯ

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ — САМЫЕ ЯРКИЕ

— Когда в вашей жизни появилась музыка? И когда вы решили посвятить ей свою жизнь?

— Музыка вошла в мою жизнь, когда мне было шесть лет. Однако первые — самые яркие впечатления — были связаны не только со звуками. Мой дедушка купил маленькую скрипку и отвел меня в музыкальную школу. Этот день стал для меня незабываемым. Это был мой первый контакт с культурой — при входе в музыкальную школу были затронуты буквально все мои чувства.

До сих пор слово «культура» напоминает мне это первое впечатление. Элегантность фортепиано, скрипок и других инструментов, которые я впервые увидел вблизи. Запах старых партитур, архитектура прекрасного классического здания, утонченное поведение учителей. Когда я услышал первые ноты, я понял, что это тот мир, которому суждено стать неотъемлемой частью моей жизни. Мир культуры.

ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО

— Как в вашей жизни появилась Россия? Сложно ли было учить русский язык?

— С возрастом я понимаю, что Россия вошла в мою жизнь, а точнее — в мою душу, намного раньше, чем можно было подумать. Я читал и читаю русскую литературу, восхищаюсь достижениями русской культуры и науки, и всегда, сколько себя помню, чувствую духовную близость с этим культурным пространством.

В поисках ответа на ваш вопрос я обнаружил, откуда это восхищение: в детстве я читал сказки, многие из которых созданы на основе русского фольклора. Именно они научили меня принципу, который составляет философскую основу моего мировосприятия: добро побеждает зло.

Как я оказался в России? Я хотел стать дирижером, а Санкт-Петербургская консерватория — пожалуй, лучшая в мире. Мне повезло, что я знаю русский язык. Хотя признаю, что мне было трудно его выучить. Мне очень сильно помогла работа с литературой во время написания кандидатской диссертации.

Эти годы, наряду с начальной школой, являются для меня самыми важными периодами обучения в моей жизни. В общей сложности я прожил в Санкт-Петербурге 12 лет. Я вспоминаю их с большой теплотой. Я люблю Россию и благодарен за то образование, которое она мне подарила.

ДИРИЖЕР — ЛИДЕР! НО НЕ ДИКТАТОР

— Когда и при каких обстоятельствах вы решили стать дирижером? Кто повлиял на ваш выбор?

— Знаете, вы спрашиваете меня о вещах, о которых — я не стыжусь признать — не думал раньше. Если бы вы спросили меня тогда, почему я хочу быть дирижером, я бы пожал плечами и ответил: «Я просто хочу».

Сегодня с опытом, который приходит с возрастом, я замечаю некоторые особые способности: у меня есть естественная склонность хорошо организовывать разные процессы, ставя цели, которые для многих недостижимы.

Это то, что я делаю — я представляю, я вдохновляюсь и с помощью метода и дисциплины стараюсь делать то, что другим кажется невозможным. Это то, что делают дирижеры. Это то, что делают хорошие политики.

— Какие лидерские качества нужны для управления оркестром? Считаете ли вы, что дирижер должен быть диктатором?

 — То, что дирижер должен быть лидером, — не подлежит сомнению. Это одна из немногих вещей, которым вряд ли можно научить. Невозможно сделать лидером человека без лидерских качеств. Диктатор — это посредственный лидер, который при отсутствии способностей использует не вдохновение, а принуждение. Я верю в дисциплину и структурирование — это важные элементы любой организации. Но они регулируют человеческие слабости и не имеют ничего общего с вдохновением.

ЭНТУЗИАЗМ И ЭНЕРГИЯ МОЛОДЕЖИ НЕПРЕВЗОЙДЕННЫ

— Сильно ли отличается процесс управлением молодыми музыкантами и профессиональным оркестром?

— Дирижирование профессиональным оркестром при всех его трудностях дает дирижеру преимущество «избежать наказания за промах». Даже если дирижер сделает ошибку (не фатальную, конечно), музыканты исправят это.

Симфоническая музыка, когда вашим подопечным от шести до 20 лет, — это целый комплекс замыслов, касающихся образования, обучения, поведения, человеческого развития и в целом интерпретации этими людьми великих шедевров человеческого духа.

Одно дело — подготовить за три-четыре репетиции с профессиональным оркестром симфонию №5 Бетховена, совсем другое — разработать учебную программу для ребенка и всего ансамбля, к которому он присоединится спустя годы.

Результат поразителен — для профессиональных оркестров исполнение характеризуется техническим совершенством, однако энтузиазм и энергия, с которыми молодежный оркестр будет исполнять ее, как правило, непревзойденны.

— Трудно ли новичку попасть в ваш оркестр? Как мотивировать юных музыкантов, чтобы они продолжали занятия?

— Кипрский молодежный симфонический оркестр сегодня признан ведущим молодежным оркестром Европы. В нем работают около 40 педагогов, отобранных на общеевропейском конкурсе. Это сложный педагогический комплекс, который занимается как индивидуальным, так и групповым музыкальным образованием.

Возможности предоставляются всем желающим, но я должен подчеркнуть — программа сформирована на очень высоком уровне, и серьезный отсев в ходе обучения имеет место. И в этом лично я, как художественный руководитель, как бы меня ни критиковали, не приемлю никаких компромиссов.

ПАНДЕМИЯ НЕ ДАЕТ РАБОТАТЬ

— Насколько сильно пандемия влияет на вашу работу?

— Она не дает нам работать. Моя главная забота — психическое здоровье детей и их музыкальное развитие. Мы продолжаем проводить индивидуальные уроки онлайн, но вот уже почти год оркестр и другие групповые программы не работают. Мы планируем 10 сценариев на каждый месяц. К сожалению, каждый раз мы вынуждены следовать худшему. Однако это нас не обескураживает. Как говорят на Кипре: идет дождь, пройдет.

— Расскажите о проектах, которые ждут своей реализации в 2021 году.

— Боюсь их оглашать, потому что возможны серьезные изменения. Однако если бы я выбрал одну цель, то это было бы присутствие оркестра в Большом концертном зале Вены — месте, где мы имеем честь быть единственным молодежным оркестром в мире, выступающим в течение пяти лет.

«ЭТО МОЯ БИТВА!»

— Как вы относитесь к идее создания отдельного подминистерства, которое будет курировать культуру на Кипре?

— Зная политическое пространство моей страны, я отношусь к этому скептически. Если посмотреть на манифест министерства культуры России, то в нем говорится, что культура — важнейший приоритет государственной инвестиционной политики.

Кипрское государство с самого начала считало культуру ненужной, особым социальным продуктом для определенной группы «странных людей». Кипрское государство никогда не понимало, что образование и культура являются основой развития общества и экономики. По этой причине оно не особо вкладывало в эту область ни денежные, ни человеческие ресурсы. Этот подход позорит нашу страну и ее граждан. Он же является ответом на то, почему культурные учреждения на Кипре больны и не работают должным образом.

Образование и культура страны — это ее богатство. Вот куда нам нужно инвестировать! И это — моя битва! Отдельное подминистерство необходимо, чтобы курировать создание и функционирование национальных школ и театров — структур, которыми другие европейские страны пользовались на протяжении двух столетий.

Но когда государство планирует перевести в новое подминистерство чиновников, ответственных за культурную стагнацию страны, когда ремонтирует порнокинотеатр 1970-х, чтобы использовать его в качестве концертного зала для государственного оркестра, то я чувствую, что как гражданин обязан вмешаться. Так что это — моя новая Mission impossible. На сей раз политическая, а не музыкальная.

!!! — Подписывайтесь на страницы «Европы-Кипр» в Facebook, Instagram, Twitter, ВКонтакте и на канал в Telegram