Кипрский народ и его Православная Церковь отмечают Рождество Христово, — праздник, который, как поется в духовных песнопениях, «просветил мир светом познания». Сердечно поздравляем кипрских братьев и сестер по вере с праздником. Для чад Русской Православной Церкви это время поста, ведь россияне празднуют Рождество Христово спустя почти две недели. Почему это происходит? Как не впасть в искушение, как не нарушить пост, когда кругом веселье и кипрское застолье? Каковы традиции празднования Рождества на кипрской земле? Давайте разберемся.
Наталия ЗЫКОВА, директор Русского православного образовательного центра на Кипре
КАК ГРИГОРИЙ XIII ВРЕМЯ ДОГОНЯЛ
В 46 году до н.э. древнеримский полководец и государственный деятель Юлий Цезарь решил ввести новый календарь. Его разработал приглашенный в Рим александрийский астроном Созиген. В 325 году император Константин I предложил провести Вселенский собор, на который были приглашены иерархи христианских церквей. Юлианский календарь был принят в Никее как основополагающий.
До второй половины XVI века этим календарем в Европе и пользовались, но в 1582 году год «похудел» на 10 суток. Как это случилось? Папа Римский Григорий XIII увлекался астрономией и обратил внимание на расхождение астрономических времен года и юлианского календаря: каждые 128 лет календарь запаздывал почти на сутки. Поэтому Григорий XIII решил «отбросить» 10 суток.
Чтобы и на будущее время не расходиться с астрономическими сменами времен года, папа постановил отбрасывать от каждых 400 лет по три дня. Такое летоисчисление получило название григорианское или новостильное. Ныне разница между старым и новым стилем составляет 13 дней. Она увеличится до 14 дней в 2100 году, который будет по юлианскому календарю високосным, а по григорианскому — простым.
ПОСТ ИЛИ ПРАЗДНИК?
Кипрская Православная Церковь перешла на григорианский календарь в 1923 году. Русская Православная Церковь живет по старому стилю в соответствии с юлианским календарем. Поэтому наши братские Церкви отмечают праздник Рождества Христова в разные дни. Иногда это календарное расхождение смущает православных россиян.
— У нас пост усиливается после Николы зимнего [19 декабря], а здесь, на Кипре, — самые гулянья, праздничные вечера, концерты. В общем, одни искушения, — сетуют иные наши соотечественники.
Хочется в связи с этим обратиться за разъяснениями к опытным людям, ведь большинство из нас еще в самом начале своего духовного пути. Протоирей, богослов, религиозный публицист и профессор Московской духовной академии Максим Козлов пишет:
— В начале пути пост — это воздержание от многого ради Христа: и в пище, и в развлечениях, и в удовольствиях, которые мы себе позволяем. Главным же образом, давайте потрудимся душой, чтобы воздержаться от пустоты, которой так много в нашей жизни.
Очень важно, чтобы от нашего воздержания была еще кому-то польза. Звенят колокола, гремит музыка, киприоты поют и танцуют, празднуют Рождество Христово. И в наших душах не должно быть места унынию и недоумению. Мы искренне поздравим наших братьев по вере и будем готовиться достойно встретить великий праздник, который мы, как и наши предки, отметим 7 января.
Есть у нас и прекрасные помощники в дни Рождественского поста. В Лимассоле в русском приходе свт. Николая на церковнославянском языке по старому стилю вершатся службы, и каждый из нас там желанен, и живая связь с Родиной и Матерью Православной Церковью ощутима и нерасторжима. Но будем изучать и кипрские традиции, уважая обычаи народа, с которым мы живем на одной земле.
ПРИГЛАШЕНИЕ ДУШ УСОПШИХ РОДСТВЕННИКОВ НА ТРАПЕЗУ
Православные знают: великий праздник Рождества Христова — источник всех праздников. Ведь наше спасение стало возможным только после того, как Господь Иисус Христос снизошел до Вифлеемских яслей. На Кипре бережно сохраняются некоторые старинные обряды, связанные с Рождеством. Один из самых древних — приглашение душ усопших родственников на рождественскую трапезу.
Этот обряд проходит до сегодняшнего дня в деревне Като Акурдалия в Пафосской епархии. Еще до начала рождественской вечерней службы здесь готовят кутью и символически приглашают души усопших, находящихся в загробном мире, прийти и принять участие в радостном пире. В этот день сам Господь явился во плоти. Живые и умершие должны вместе отпраздновать это событие.
В СЕРЕДИНЕ XX ВЕКА У КИПРИОТОВ БЫЛО ГОЛОДНОЕ ДЕТСТВО
Вообще, атмосфера праздничных приготовлений наполнена особенным смыслом. Каждый кипрский дом в канун Рождества чисто убран и тщательно вымыт. Рождественский стол должен быть уставлен множеством кушаний. Сладкая выпечка часто украшается церковной символикой.
Большинство россиян приехали на Кипр после распада СССР. Им трудно представить, что благоденствующим Кипр стал совсем недавно. Мои кипрские сверстники, родившиеся в 50-х годах прошлого века, вспоминают о голодном детстве, о том, что мясо большинство жителей острова ели два раза в год: на Рождество и на Пасху.
В этнографическом музее Кипра нам показали жертвенные свечи в форме свинок. Их приносили в храм, если животное заболело и просили святых исцелить его. Вот что пишет историк Клитос Иоаннидис:
— По старому обычаю, на Рождество резали свиней, которых семья выкармливала целый год, и мясом которых семья кормилась в течение нескольких месяцев в виде окороков, копченых сосисок и т.д. Процесс был связан с верованиями православного народа Кипра. Перед тем как резать свиней, их осеняли крестным знаменем, кадили ладаном, отгоняя злые бесовские силы.
Сейчас нам даже трудно представить, каким несчастьем для бедной крестьянской семьи была болезнь животного. Тогда без мясной пищи семья оставалась на целый год. Поэтому резание свиньи сопровождалось обращением с молитвой к Господу. И куренье листьями оливы, освященных в Вербное воскресенье, продолжалось на всем протяжении разделки свиной туши.
АГИОС ВАСИЛИС — ЖЕЛАННЫЙ ГОСТЬ В КАЖДОМ ДОМЕ
Задолго до Рождества подруга Магда показала мне два письма. Ее предусмотрительные дети — дошкольники Петрос и Мария — продиктовали маме письма, которые она должна была отправить святому Василию. 4-летний Петрос попросил подарить ему велосипед, а 5-летняя Мария — компьютер.
Уж не знаю, как Магда и ее муж решали вместе со святым Василием эту проблему. Но, уверена, что в итоге дети остались довольны. Ведь Агиос Василис на Кипре, да и во всем греческом мире, не первое столетие отвечает за подарки детям в канун Рождества. Почему так случилось?
Может быть, потому, что день памяти святого — 1 января, а, может, потому, что запомнился святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (IV век), удивительной добротой, милостью и немалыми чудесами. О нем поют песни и в храмах, и в каждой кипрской семье. У его икон зажигают свечи в канун праздника. Все дети на Кипре верят, что Агиос Василис обязательно принесет желанный подарок к светлому празднику Рождества.
НА СЛУЖБЕ В ХРАМЕ
Вот что говорится в житии святого: «Святой Василий защищал православную веру от еретиков, помогал бедным, больным и странникам, написал множество душеполезных сочинений». Он составил чин литургии, который служится всего лишь 10 раз в году, в том числе на вечерне Рождества Христова.
«В церквах благословите Бога», — произносит в каждом кипрском храме священник, обходя богомольцев с иконой Рождества. По старинной традиции все собравшиеся в храме с благоговением проходят под иконой. Вот как описывает завершение рождественского богослужения Клитос Иоаннидис:
— В конце богослужения принимают просфору, дар общей веры и молитвы. «Благословение Господне на вас и милость его, — говорит священник, — слава в вышних Богу, Христос рождается, славьте его!»
Автор благодарит научно-исследовательский центр Киккского монастыря за помощь в работе над материалом
Фото Cyprus News Agency