Директор Кипрского международного института менеджмента (CIIM) Теодорос Панайоту опасается, что в марте-апреле Турция может аннексировать север Кипра. По мнению профессора экономики и этики, это нужно Реджепу Тайипу Эрдогану для победы на президентских выборах, которые состоятся 14 мая. Присоединение северной части Кипра к Турции позволит расширить ее территорию впервые за 100 лет.
В большой статье в Cyprus Mail академик Теодорос Панайоту сразу же говорит, что он не политик и не любит в нее вмешиваться. До сих пор он позволил себе это лишь однажды, когда в 2010-2013 годах предвидел финансовую катастрофу и чувствовал моральное обязательство предупредить о ней. Напомним, что весной 2013 года острая фаза кризиса завершилась стрижкой депозитов в Laiki Bank и Bank of Cyprus.
— Я делаю это сейчас, потому что предвижу, что половина моей родины будет потеряна навсегда, и я чувствую такое же моральное обязательство предупредить сограждан, которые, возможно, не осознают, что аннексия оккупированных территорий Турцией ожидается всего лишь через несколько месяцев, в промежутке между кипрскими и турецкими выборами, — пишет Теодорос Панайоту.
На фоне неблагоприятных опросов общественного мнения президент Турции постоянно угрожает в последнее время Греции и Республике Кипр. И если, по мнению Теодороса Панайоту, Греция может чувствовать себя в относительной безопасности благодаря оборонным соглашениям с США и Францией, то Кипр является «слабым звеном», что признавал его министр иностранных дел Иоаннис Касулидис.
Еще одно вторжение в эксклюзивную экономическую зону Республики Кипр или какой-нибудь эпизод в буферной зоне не разожгут национализм в Турции настолько, чтобы поднять популярность Эрдогана до уровня, который обеспечит его переизбрание на пост президента. Только присоединение к Турции севера Кипра будет иметь решающее значение, потому что поставит Эрдогана в один ряд с «отцом турок» Кемалем Ататюрком.
О том, что аннексия севера Кипра возможна, предупреждала в ноябре 2022 года газета Kathimerini со ссылкой на источники в Брюсселе. У Теодороса Панайоту есть и свои источники, которым он доверяет. Это несколько его бывших аспирантов Гарвардского университета, где профессор преподавал в 2000-2009 гг. Ныне эти люди занимают ключевые посты в правительстве Реджепа Тайипа Эрдогана.
По их словам, аннексия — наиболее вероятный сценарий, потому что «в нем меньше риска и больше символизма». Аннексию планируется «узаконить» через референдум с помощью трех аргументов:
1) полвека переговоров не привели к решению,
2) вариант создания двух государств не был принят «другой стороной»
3) международное сообщество по-прежнему не признает Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК).
Поэтому единственным вариантом, который положит конец «полувековой изоляции турко-киприотов», является присоединение оккупированных земель к «родине». Этот нарратив будет подготовлен для международного сообщества и турко-киприотов, чтобы оправдать референдум об аннексии, исход которого считается предопределенным из-за большого числа переселенцев из Турции на севере Кипра и контроля Анкары над ТРСК.
Президентские выборы в Республике Кипр пройдут в феврале, а в Турции — в мае. Критическими, по мнению директора CIIM, будут март и апрель. Идеальным для реализации плана аннексии севера Кипра, видимо, является апрель, потому что в Греции на этот месяц намечены парламентские выборы. Реакция международного сообщества будет сдержанной: ЕС введет против Турции вялые санкции, а ООН просто осудит.
— Что мы делаем, чтобы предотвратить аннексию? К сожалению, ее угроза и, следовательно, безвозвратная потеря оккупированных территорий Республики Кипр, похоже, не беспокоит ни кипрских избирателей, ни кандидатов в президенты. Либо мы считаем это крайне маловероятным, либо нам всё равно, потому что мы не видим, как это изменит нашу повседневную жизнь, — полагает Теодорос Панайоту.
Аннексия оккупированных территорий может стать первым кризисом, с которым придется столкнуться новому президенту Республики Кипр. Однако пока никто из кандидатов в президенты ничего не сказал на эту тему, а журналисты не задают на предвыборных дебатах такие вопросы. Между тем никогда прежде решение кипрского вопроса не было столь близко к наихудшему исходу — присоединению севера острова к Турции.
Фото из архива EPA/CNA
Президент Турции во время визита на оккупированный север Кипра в июле 2021 года
!!! — Подписывайтесь на страницы «Европы-Кипр» в Facebook, Instagram, Twitter, ВКонтакте и на канал в Telegram