14 ноября на сцене театра Rialto мы увидим трагикомедию «Свободная любовь» по пьесе американского драматурга Леонарда Герша «Эти свободные бабочки». В главной роли — звезда сериала «Бригада» Дмитрий Дюжев, отметивший в прошлом месяце 20-летие творческой деятельности. Он играет слепого музыканта, уставшего от чрезмерной опеки матери и покинувшего родной дом. Его новая соседка — эксцентричная девушка с лицом ангела и повадками бесенка. В холодном Нью-Йорке они чувствуют непреодолимую тягу друг к другу…
Оксана АВСИТИДИЙСКАЯ
— 18 октября у вас состоялся большой сольный концерт «Я люблю тебя, жизнь…» в Кремлевском дворце. Всё ли удалось, что было задумано?
— Я счастлив, потому что всё, что задумывалось, всё реализовалось. В спектакле-концерте прозвучали монологи из произведений Ивана Тургенева и Максима Горького, а также современные песни. Гостями концерта стали Григорий Лепс, Николай Расторгуев, Полина Гагарина, Владимир Пресняков, Александр Буйнов, Валерий Сюткин, Денис Майданов, Тамара Гвердцители. Это был своего рода синтез театрального и эстрадного искусств. Постановщик — главный режиссер Кремлевского дворца Евгений Анатольевич Глазов.
— Вы отметили 20-летие творческой деятельности. Есть ли что-то, о чем вы хотели бы сказать себе 18-летнему? Совет, предупреждение, пожелание?
— Нет, я ни о чем не жалею. Те ошибки, которые я сделал, обогатили меня новым опытом. Они помогли мне находить выход из ситуаций, которые были ошибочными. Всё, что было в моей жизни, было так, как должно было быть. Однажды я долго ожидал очереди для аудиенции у старца. Когда вошел, он посмотрел на меня и сказал: «А ты всё сам знаешь. Иди, иди». Наверно, на моем пути всё было верно, и менять нечего.
— После выхода «Бригады» о вас заговорила вся страна. Как вы относитесь к тому, когда вас называют кумиром целого поколения? Как вы сейчас воспринимаете свою известность?
— Да, это действительно было из легенды в духе «Ты проснулся знаменитым». Для этого требовалось прохождение огня, воды и медных труб. Понадобились терпение и мудрость, чтобы сохранить то, что имеешь, и по возможности приумножить, не сойти с дистанции, хотя возможностей сойти было немало. Как говорят, легко достичь вершины, но трудно на ней удержаться. Мне удалось удержаться и не свернуть со своего пути. И во всем я благодарю Бога, в этом нет моей заслуги.
Мне еще мало лет — только 38. Но я уже могу позволить себе быть собой и быть безгранично честным с миром. Приходит творческая зрелость, когда ты можешь говорить, а не пересказывать, писать, а не переписывать. Ты должен честно относиться к выбору того, что ты делаешь. И деньги должны быть всего лишь инструментом для поддержки достойного уровня жизни твоей семьи. Если тебе что-то нравится, и ты начинаешь в это влюбляться, служить этому всей своей жизнью, поддерживать своей энергией, то и зрителям это тоже нравится, потому что они чувствуют искренний интерес.
— Вам сложнее играть в спектаклях, поставленных по пьесам современных авторов или по классическим произведениям?
— Сложнее современная драматургия. Когда пишут Иван Вырыпаев, Максим Курочкин, Ольга Мухина или братья Пресняковы, то это получается талантливо. Но таких немного. Представления о том, как играть классические произведения, уже сформированы. Что же касается произведений современных авторов и того, как мы в них играем, то нас рассудят потомки. И в этом сложность современной драматургии. Без сомнения, легче играть то, что уже сыграно миллион раз. Ты прекрасно понимаешь, в какую сторону тебе двигаться, куда развиваться и, не используя штампы, быть собой и выражать свое видение произведения. А в современной драматургии этого сделать нельзя.
— А не является ли плюсом для современных произведений то, что вы будете первопроходцем, будете первым, кто даст трактовку тому или иному персонажу? И никто не будет сравнивать, так как сравнивать не с кем.
— Я не ориентируюсь на других. Наоборот, у меня появляется азарт сыграть то, что уже сыграно до тебя, чтобы сыграть по-другому, внести свою ноту в трактовку. И это интереснее, нежели играть неизвестный материал, как это зачастую бывает в кинодраматургии. Роль сыграна, зрители посмотрели и со временем забыли. Азарт пропадает.
— «Семья — это тоже монастырь, где служишь ближнему». Это ваш пост в Instagram. Не могли бы вы пояснить, что имеете в виду?
— Был такой момент в моей жизни, когда я просил благословения остаться в монастыре, чтобы провести там оставшуюся жизнь. Но настоятель монастыря сказал мне: «Иди в мир и служи. Когда найдешь себе жену, создашь малую церковь. И в этой церкви, как в монастыре, будешь служить тем, кто находится рядом». Вот, собственно, чем я и занимаюсь сейчас.
— Когда проводите встречи со студентами, о чем говорите с подрастающим поколением?
— Я говорю о противоречивых вещах. О том, что искусству требуются молодые талантливые организмы. Искусству нужно служить. И служить каждодневно. Но если вы меня спросите, а где это искусство, и куда нам податься, то я вам отвечу: вы никому не нужны. Вот с таких противоречивых вещей я начинаю разговор с ними. А заканчиваю, конечно, тем, что вдохновляю их. Искусство требует фанатизма. Без этого оно будет истоптано современным потребителем.
В истории такое уже случалось, и тогда нужен долгий период для возрождения. Пока есть люди — истинные столпы, которые искренне служат искусству, анализируя нынешний день и закрывая глаза на его недостатки, и, одновременно, сохраняя и передавая традиции классики и опыт своих великих наставников и коллег, — искусство будет жить. На таких людях всё и держится.
Искусство также держится на меценатах и на тех, кто готов разгадывать, что же сказал поэт, художник или драматург. Разгадывать замыслы и чувства художников. Жалко, что таких людей становится всё меньше. Искусство душат. Но что делать? Мы всего лишь песчинки в этой большой пустынной буре, которым остается лишь созерцать происходящее.
— Над чем сейчас работаете?
— Режиссер Илья Учитель снял фильм. В нем в комедийной форме отражаются грани сегодняшнего дня. Я снялся в этой ленте. Картина называется «Огни большой деревни». Она выйдет в прокат в феврале 2017 года. Это для меня новая роль, новая кукла, которая висит теперь в моем актерском шкафу. У меня большие надежды на зрительское внимание к этому фильму.
— Когда вы читали текст пьесы «Свободная любовь», с которой вы приезжаете на Кипр, что вас больше всего зацепило?
— Чувства, уже знакомые и незнакомые мне. Мне было интересно их разгадывать. Это большая философская пьеса, в которой нарушаются законы любви. В любви друг к другу люди могут оставаться эгоистами. Даже материнская любовь к своему чаду у Леонарда Герша оказывается эгоистичной. А могут ли вообще быть свободны люди, связанные чувствами и обстоятельствами? Дано ли им право быть такими же легкими и беспечными, как бабочки? Вот это интересно было переосмыслить и разгадать.
Как приоткрылась дверь в мир слепых людей
— Роль слепого юноши тяжело далась мне психофизически, — признавался Дюжев в интервью газете «Англия» в феврале этого года. — Чтобы научиться играть незрячего человека, я даже пошел в общество слепых, откуда меня с позором выгнали…
Я объяснил, что я артист, и мне нужно подготовиться к роли. «Здесь вам не цирк! Здесь люди, у которых трагедия! Они ущемленные, на них нельзя просто стоять и смотреть!» — кричала на меня сотрудница. Меня удивила такая болезненная реакция, ведь в Европе, наоборот, людей с физическими особенностями пытаются вывести в жизнь, чтобы они могли общаться, социализироваться...
Пришлось искать другие пути. Через знакомых я нашел слепого парня. Меня поразило его внутреннее видение пространства — иногда до такой степени точное, что начинаешь сомневаться, на самом ли деле перед тобой незрячий человек! Мы провели вместе целый день — и всё, что в дальнейшем я использовал в спектакле, дал мне именно он. Он приоткрыл мне дверь в мир слепых людей…
В студенческие годы я читал интервью с Аль Пачино, где он рассказывал, как готовился к съемкам «Запаха женщины» и как научился не видеть. Тогда его слова показались мне каким-то самопиаром.
А потом я и сам научился в каком-то смысле не видеть — мое зрение на сцене расфокусировано, как бывает при сильной близорукости. Видишь только очертания людей и предметов. Но иногда бывает очень забавно, когда случайно возвращается фокус — и мы с партнерами встречаемся глазами. Они так пугаются! Они ведь привыкли, что по сцене бродит «слепой». Такая реакция мне приятна — она означает, что партнеры по сцене мне верят.
Штрихи
- Дмитрий Дюжев родился 9 июля 1978 года в Астрахани в семье актера Петра Дюжева.
- В 1995 году окончил «Школу одаренных детей» и поступил в ГИТИС на режиссерский факультет (актерская группа, мастерская Марка Захарова). По окончании института в 1999 году был принят в труппу Московского ТЮЗа. С 2006 года является актером МХТ им. Чехова.
- Известность актеру принесла роль Космоса в телесериале Алексея Сидорова «Бригада» (2002), а признание у кинокритиков — исполнение роли бандита Саймона в «черной комедии» Алексея Балабанова «Жмурки».
- В 2011 году состоялся дебют Дюжева в качестве режиссера. Окончив Высшие режиссерские курсы ВГИК, он снял дипломную работу — получасовой фильм «БратИя». Лента получила спецприз жюри на Московском фестивале авторского короткого метра «Арткино» и главный приз на фестивале «Отражение».
- После победы во втором сезоне (2007-2008) шоу «Две звезды» Дмитрий открыл в себе талант певца и с тех пор гастролирует со своей партнершей по телепередаче Тамарой Гвердцители.
- Супруга Татьяна работает психологом в школе. В семье растут два сына — Иван и Дмитрий.
Редакция еженедельника «Европа-Кипр» выражает благодарность за помощь в организации интервью директору компании «Волшебный мир театра» Светлане Сусловой
На фото — Дмитрий Дюжев с супругой Татьяной (ТАСС)