Елена ЗАХАРОВА: «Бывают слабые мужчины, а слабых женщин я не видела»

Эта яркая рыжеволосая актриса с нетерпением ждет встречи с Кипром. 5 апреля Елена Захарова предстанет перед нами на сцене театра Rialto в образе самой знаменитой шпионки мира. Спектакль Театра Луны «Мата Хари: глаза дня» идет с 2009 года и неизменно собирает полные залы. Это история любви, предательства и раскаяния, соперничества и мести. Это история о сильных женщинах, после которой зрители долго не отпускают актеров, будучи потрясенными до глубины души. 

Оксана АВСИТИДИЙСКАЯ

«НОЧЬ НЕЖНА» НЕ МОЖЕТ НЕ НРАВИТЬСЯ

— Как вы попали к Сергею Проханову в Театр Луны?

— Я была еще студенткой. В коридоре Щукинского училища меня увидела ассистентка по артистам Людмила Сергеевна. Она позвала на пробы, а потом позвонила и пригласила к Сергею Борисовичу на пробы в новую постановку «Ночь нежна». Это было в 1996 году, я тогда училась на третьем курсе. Я пробовалась на роль Розмари, и меня утвердили. 14 марта исполнилось 20 лет со дня премьерного показа спектакля. Все 20 лет я в нем играю. 

— Жизнь не стоит на одном месте. Вы меняетесь, и театральная постановка тоже. Могли бы вы сравнить, какой она была и какой стала сейчас?

— Интересный вопрос. Моей героине 18 лет. Когда я приступила к репетициям, мне было 19 лет, а когда начала играть эту роль на сцене, — 20. И это была одна Розмари. 20 лет спустя я всё равно играю молодую кинозвезду. Но при этом учитываю свой жизненный и актерский опыт. И это уже другая Розмари. 

Мне сложно судить, как это смотрится со стороны. Люди говорят мне много хороших слов, делают комплименты. Говорят, что я выгляжу очень молодо, что соответствую своей роли, что я настоящая Розмари. У меня нет другого спектакля, в котором бы я играла 20 лет. Иногда это раз в месяц, иногда раз в два месяца. Есть уже второй состав давно. Но первые лет десять я играла в одном составе. 

Мы очень много гастролировали. Со спектаклем «Ночь нежна» мы были в Израиле несколько раз, в Германии, по всей России проехали. Он был звездным. В нем играли Анатолий Владимирович Ромашин, Сережа Виноградов, Дима Певцов, Марина Блейк. Это был премьерный состав. Этот спектакль — визитная карточка Театра Луны. Он редко кому не нравится, люди принимают его с восторгом.

— И даже 20 лет спустя он собирает полные залы…

— Да, это всегда полный зал. Кстати, на спектакле «Мата Хари» тоже полный зал. 

20 ЛЕТ С ТЕАТРОМ ЛУНЫ

— Все эти 20 лет вы служите в Театре Луны?

— Не только. Я еще шесть лет с радостью и большим счастьем работала параллельно у Олега Павловича Табакова в Табакерке. И в Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина я играла. Потом я работала в антрепризных спектаклях. У меня было много международных проектов, таких, как «Гамлет» Петера Штайна и «Борис Годунов» Деклана Доннеллана. Я ездила со спектаклями по всему миру. Так что я не могу сказать, что я актриса одного театра. 

— Но, тем не менее, вы продолжали работать в Театре Луны? 

— Да, я не уходила. Меня всё устраивало. Меня везде отпускали. Наверно, если бы как-то со мной обращались жестче, не отпускали на съемки и для участия в постановках других театров, я бы, наверное, и ушла. У меня в Театре Луны был еще хороший спектакль «Путешествие дилетантов». Я его очень любила. А сейчас — «Мата Хари», с которой мы к вам прилетаем на гастроли.

«КАКАЯ Я МАТА ХАРИ?»

— «Мата Хари» — спектакль про сильных женщин. Насколько вам близка ваша героиня? Сложно ли ее играть?

— Бывают слабые мужчины, а слабых женщин я не видела. Может, у них бывают какие-то слабости, недостатки, и поэтому их можно назвать слабыми. Я точно не знаю. Если подумать, то я ни про кого не могу сказать: «Какая слабая женщина!» Они могут любить недостойного человека. Они могут любить выпить. Речь о том, когда женщины переходят границы. Понятно, что бокал вина или шампанского — это не алкоголизм. 

Что такое сильные женщины? Женщин до 20 или даже 25 лет сложно назвать сильными. Это еще юные создания, которые познают жизнь, открывают ее для себя. Сильными женщины становятся позже. Будучи в браке, рожая детей, перенося все тяготы. Когда женщина говорит: «Ой, у меня такая легкая жизнь. Всё так прекрасно!», то, скорее всего, она лукавит. 

Мата Хари — сильная женщина. Я ее очень люблю. Она уникальная. Это исторический персонаж. И вот сейчас, в 2017 году, должны открыть архивы, обнародование которых было запрещено в течение 100 лет после того, как ее расстреляли. Я очень жду, когда эти документы появятся в свободном доступе. 

Ведь так до конца и не известно, почему ее расстреляли. Шпионкой, как говорят, она была относительной. Она больше в это играла. Безусловно, она была необыкновенной женщиной, если ее любило такое количество мужчин. А она влюбилась в русского военнопленного, которого спасла. Такие судьбы всегда играть интересно, как и Анну Каренину. 

Режиссер спектакля «Мата Хари» Даша Попова была у меня педагогом по танцу в Щукинском училище. Она много лет на меня смотрела, если мы где-то пересекались, и говорила: «Надо обязательно сделать какой-то совместный проект». И однажды она мне предложила сыграть Мату Хари. Я ей сказала: «Даша, это же не моя роль. Какая я Мата Хари?» Она для меня была какой-то необыкновенной сексуальной. А в то время я думала, что это не про меня. 

Но когда я начала репетировать, я полюбила эту роль. Для меня она чрезвычайно важна. Спектакль идет с 2009 года. Он собирает полные залы. И я вижу реакцию людей. Многие выходят после спектакля из зала в потрясении. 

— Надеюсь, Кипр тоже выйдет в потрясении.

— Я на это тоже очень надеюсь. И с нетерпением жду встречи с Кипром. Я уже дни считаю до отлета. 

ЛЮБИТЬ ИЛИ БЫТЬ ЛЮБИМОЙ?

— «Важно не быть любимым, а любить самому». Цитата режиссера, драматурга и сценариста Елены Греминой, относящаяся к спектаклю «Мата Хари». Какова ваша позиция?

— Вы знаете, для меня «любить самому» очень важно. Без сомнения, и быть любимой важно, но для меня невозможны отношения, когда тебя любят, а ты — нет. Я этого не понимаю. Жизнь с любимым человеком — она одна. А жизнь просто с человеком — она другая. Мы довольно часто это обсуждали. И, поговорив со многими, я поняла, что очень многим женщинам достаточно, когда их любят, когда о них заботятся. Я — другая. 

«Я УСТАЮ БЕЗ КАМЕРЫ И СЦЕНЫ»

— «Люблю свою работу» — написали вы в своем аккаунте в Instagram. Если устаете от работы, то как отдыхаете? Одни рисуют китайские иероглифы, другие прыгают с парашютом, третьи фотографируют, четвертые открывают новые кварталы в своем городе или, если есть возможность, — другие города. Как переключаетесь вы? Где черпаете энергию для того, чтобы завтра вновь выйти на сцену?

— Я люблю путешествия. И сейчас заметила, что у меня изменилось к ним отношение. Я и раньше любила музеи и достопримечательности. Но при этом обожала шопинг. А теперь у меня однозначно на первом месте музеи и удивительные места, а шопинг — на последнем. Мне интересно, почему я поменялась. Понятно, что мы стали меньше зарабатывать, — и это тоже повлияло на то, что я изменилась. Но мне кажется, что в какой-то момент произошло перенасыщение шопингом. 

Для меня важно черпать вдохновение и красоту в путешествиях. Недавно я вернулась из Рима. С каким-то новым наслаждением я ходила по музеям, любовалась городом. До этого мы были в Вене на гастролях с другим спектаклем. Мы, правда, были там всего два дня. И я всё свободное время проводила в музеях, гуляла по городу. Это для меня важно. Я у кого-то читала, что если ты хочешь быть красивым, то надо смотреть на красивое, вести духовный образ жизни, надо питать не только тело, но и душу. 

Мне нужна эта подпитка. Не всегда можно черпать вдохновение в Москве. Здесь холод, снег. А я очень люблю море, сейчас я даже готова просто сидеть на берегу и смотреть на волны. Если я вижу воду, то сразу к ней бегу, меня сложно остановить. Мне говорят, что я в любую лужу войду. Я и в пруду купаюсь летом. Помню, мне сказали, что в Майами акулы. А я по часу плавала в океане, как сумасшедшая, и никого рядом не было. Теперь думаю, как они меня не съели? Надеюсь, что мне и дальше будет везти. 

Бывает, я устаю, не высыпаюсь, трудные съемки. Но всё равно я нахожу время сходить в театр или в кино. Я, наверно, слишком сильно люблю свою профессию. Для меня важно играть на сцене или перед камерой, что-то делать. Я без камеры или сцены, скорее, устаю. 

ТРУДНО БЫТЬ РЫЖЕЙ?

— Вы — рыжеволосая актриса, а их не так уж много. Ваши рыжие волосы вам мешают или помогают в профессии?

— Мне кажется, рыжий — это самый прекрасный цвет волос. Мне много раз пытались сказать: «Ой, вам надо поменять цвет волос». Я уверена, что мне не надо ничего менять. Я считаю, что это мой цвет волос. Мне всё нравится. Рыжие женщины — одни из самых ярких и интересных. 

Сейчас ходила по музеям Рима, рассматривала картины Караваджо, Боттичелли и обратила внимание на то, что у этих художников все женщины — рыжие. Понимаете? Не зря раньше всех рыжих на кострах сжигали, так как считали их ведьмами. Мне кажется, что лучше бы сжигали блондинок, но что делать? (Хохочет). Блондинок сейчас много, а рыжих мало. Видимо, почти всех сожгли в те годы. 

МОНОСПЕКТАКЛЬ, ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА, ЭФИРЫ НА РАДИО

— Над чем сейчас работаете?

— Репетирую антрепризный спектакль. Не знаю, что в итоге получится. Всё пока непросто. Еще у меня появился свой моноспектакль. Я надеюсь к вам с ним приехать. Сейчас я его сыграю в третий раз. Это отрывки из разных классических произведений. Это и монологи, и стихи. Такой творческий вечер. Я общаюсь со зрителями. 

У меня также остался один съемочный день в одном проекте. Это фильм про войну. У меня там, правда, не главная роль, но достаточно весомая. Режиссер Павел Дроздов работает над лентой «Прощаться не будем». Это полноценный художественный фильм. Его выход на большой экран ожидается осенью. Может, и до Кипра дойдет. Там играют много хороших артистов: Егор Бероев, Андрей Мерзликин, Андрей Смоляков…

— 6 марта вы выступили с открытой лекцией «Образование как искусство» в Российском экономическом университете имени Плеханова. О чем рассказывали слушателям? 

— Организаторы просто так назвали это мероприятие. Это была творческая встреча, хотя я рассказывала и об образовании, и об искусстве. Мне сейчас стали намного чаще предлагать выступить перед аудиторией. Поступают предложения и преподавать. Но мне пока всё это страшно, потому что для меня сейчас моя профессия на первом месте. Мне хочется играть, все-таки я актриса. Я еще не чувствую в себе педагога. 

— Вас также активно приглашают в прямой эфир радиостанций. 

— Меня часто зовут на радио и телевидение, просто я мало хожу. Хотя общение со зрителями и слушателями — это тоже часть моей работы. 

— Скоро вы запускаете новый театральный телепроект «Гримерка». Что это будет?

— Вы знаете, мы его всё никак не запустим. Это идея моего хорошего друга Саши — сделать в Интернете передачу про театр. Я ему скажу, что люди спрашивают о «Гримерке». А то он анонсировал, а потом тишина. 

— Вы играете не только на театральной сцене и в художественных фильмах, но и в сериалах. А смотрите ли вы западные сериалы? Есть множество отлично сделанных разноплановых лент. И «Родина», и «Игра престолов», и «Карточный домик». Что-то понравилось? Хотелось ли вам в них сыграть, если бы такая возможность представилась?

— Знаете, я почему-то не смотрю западные сериалы. Наверно, нет времени. Если у меня появляется свободное время, я лучше что-то почитаю или выучу новый текст. Я знаю, что они очень хорошие. Многие мои знакомые рассказывают мне о том или ином западном сериале и советуют его посмотреть. Но я до этого пока не дошла. Надеюсь, в будущем что-то посмотрю.

— Театральная премия «Чайка» за роль Офелии в постановке «Гамлет» Петера Штайна у вас уже есть. То есть роль Офелии, — одну из самых желанных для актрис, — вы сыграли. О чем теперь мечтаете? 

— Сыграть Анну Каренину. Бывает, что о какой-то роли не мечтаешь, а она к тебе приходит. Я бы еще хотела балерину сыграть.

— Но ведь у вас уже была роль балерины… 

— Да, в «Простых истинах» я играла балерину. Но это было очень давно, хотя многие почему-то помнят. Там снималось много молодых хороших ребят. Данила Козловский, например. 

INSTAGRAM — ПРЯМАЯ СВЯЗЬ СО ЗРИТЕЛЕМ

— Насколько вам близки современные технологии? Как относитесь к Интернету? Увидела вашу страничку в Instagram. Вы ее довольно активно ведете.

— Не так активно, как некоторые…

— По 10 фото в день. Это часть вашей профессиональной деятельности? Или возможность самовыражения?

— Нас, актеров, сейчас довольно активно призывают пользоваться социальными сетями. Некоторым удается и деньги заработать. Я пока, правда, не зарабатываю. Для меня это часть общения со зрителями. Если люди хотят мне что-то сказать, то это намного проще сделать в Instagram. 

Эта связь со зрителями для меня важна. Люди были на моем спектакле, а потом пишут отзывы у меня на странице. Или была премьера фильма, в котором я сыграла, — тоже комментируют. Это дорогого стоит. Интернет — великая вещь. Получается, что я со всем миром на связи. Мне могут написать из любой точки мира. И это прекрасно. 

И ПРЕОДОЛЕВАТЬ СЕБЯ, И БАЛОВАТЬ

— В Instagram промелькнуло видео, где вы занимаетесь в спортклубе, с подписью «Совесть чиста, можно начинать есть». Этот пост снабжен улыбкой. Что для вас спорт? Как вы к нему относитесь? 

— Для меня спорт — это то, без чего я не могу. Насколько я понимаю, мое тело тоже без него не может. Понятно, что до 30 лет легко обходиться без спорта. Мне хватало нагрузки. А сейчас уже нет. Спорт нужен. Он поддерживает меня в форме, в тонусе. Но пока у меня не получается регулярно заниматься. Я пытаюсь решить этот вопрос.

— Одни во время занятий спортом преодолевают себя, другие делают это с удовольствием. А какие чувства испытываете вы? 

— Иногда с удовольствием, иногда преодолеваю себя. Бывает, нет сил, а всё равно занимаюсь. Преодоление тоже нужно. Нельзя себя только баловать и говорить: «Пойдем, съедим еще два пирожных». Я очень люблю сладкое и понимаю, что если не буду заниматься, то быстро потеряю форму. 

ВЫРВАТЬСЯ ЗА РАМКИ ОДНОГО АМПЛУА

— В советское время за актерами было закреплено конкретное амплуа: лирическая героиня, характерная актриса и т.п. У вас есть определенный сценический или экранный образ? Вы можете сказать, что все-таки существуют довольно узкие рамки, за которые вам бы хотелось вырваться?

— Мне всегда хотелось быть не в одном амплуа. И в какой-то момент я это сделала. Я играла и острохарактерные роли, и комедийные, и трагические — как в «Серафиме» роль Ирины. Это уже не я. Я далеко ушла от себя, я смогла это сделать. И поэтому надеюсь, что и дальше всё будет складываться хорошо. Хотелось бы, чтобы мне всё больше предлагали разноплановые роли. 

Редакция еженедельника «Европа-Кипр» выражает благодарность за помощь в организации интервью директору компании «Волшебный мир театра» и организатору гастролей Театра Луны на Кипре Светлане Сусловой

* Гастроли московского Театра Луны под руководством народного артиста России Сергея Проханова

5 апреля

«МАТА ХАРИ: ГЛАЗА ДНЯ»

Лимассол, театр Rialto

Начало — в 19:00

Билеты в кассах театра Rialto или на сайте театра

Дополнительная информация — по телефону 96-302770

Мне кажется, рыжий — это самый прекрасный цвет волос. Мне много раз пытались сказать: «Ой, вам надо поменять цвет волос». Я уверена, что мне не надо ничего менять. Мне всё нравится. Сейчас ходила по музеям Рима, рассматривала картины Караваджо, Боттичелли и обратила внимание на то, что у этих художников все женщины — рыжие. Понимаете?