Татьяну Лютаеву запомнили с первой ее роли — красавицы Анастасии Ягужинской в фильме «Гардемарины, вперед!». К съемкам она приступила сразу же после получения диплома ВГИКа. Спустя год Татьяна вышла замуж и уехала в Литву, где играла на сцене Вильнюсского русского драматического театра и устраивала фестивали «Русское кино». В 2004 году актриса вернулась в Москву с дочкой Агнией и сыном Домиником. 14 ноября вы сможете увидеть Татьяну Лютаеву на сцене лимассольского театра Rialto в комедии Андрея Житинкина «Свободная любовь».
— «Гардемарины, вперед!» смотрела вся страна. Как вы оказались в этом проекте у Светланы Дружининой?
— Светлана Сергеевна посмотрела наш дипломный спектакль «Тень» по Евгению Шварцу, увидела меня, пригласила на пробы и как-то быстро утвердила на роль Анастасии Ягужинской. Так я попала в фильм «Гардемарины, вперед!».
— Как справлялись с успехом и узнаваемостью, которые вас настигли после показа «Гардемаринов»?
— Для этого нужно просто быть адекватным человеком. Надо понимать, что не ты первый, не ты последний. Так называемая звездная болезнь не должна присутствовать у умного человека, человека с мозгами. Я адекватно отношусь к происходящему. Для меня самое главное — это благополучие моих родных, друзей. Однажды, когда мы снимались вместе с Олегом Ивановичем Янковским в греческой картине «Терра инкогнито», он сказал, что чем человек талантливее, тем он проще. У такого человека нет налета звездности, он не говорит: «Да вы знаете, кто я?! Я — актер!»
Моими педагогами во ВГИКе были Алексей Владимирович Баталов и Александр Всеволодович Кузнецов. С Александром Всеволодовичем мы дружим до сих пор. Он мне как второй отец. Он очень умный и начитанный человек. И как-то он мне сказал: «Если человек подвергся искушению славой, деньгами и властью и после этого остался человеком, то с ним всё в порядке». Это верно по отношению к каждому, если, конечно, он не живет в лени. А я не живу в лени, я человек очень активный, я — трудоголик.
— Вы родом из Одессы. Как часто вам удается посетить малую родину?
— Мы семьей отдыхали в Одессе в августе. Это мой родной город. Там мой отчий дом. Без сомнения, меня волнует его нынешняя судьба. В жизни иногда случается так, что братья и сестры оказываются по разные стороны баррикад. Но у меня остались в Одессе близкие друзья. И нас принимали с такой теплотой и любовью!
Люди могут придерживаться разных политических взглядов, но во время общения мы не сказали ни одной фразы о политике. Я считаю, что со временем люди в этой непростой ситуации разберутся. А дружба — она вне времени. И люди, которые могут ее сохранить, пройдя через трудности, дорого стоят.
— Вы учились в Москве во ВГИКе, а потом уехали в Вильнюс. Вы — коренная одесситка, человек веселый, эмоциональный. И вдруг попадаете в Прибалтику, где люди по характеру более сдержанные, молчаливые, закрытые, соблюдающие некоторую дистанцию в общении. Как на вас повлияла жизнь в Литве?
— Вильнюс стал моей второй родиной. Я уехала в Литву за любимым [поэтом, бардом, актером и режиссером Олегасом Дитковскисом]. Там я воспитывала детей. Я 15 лет отработала в театре в Литве, организовывала фестивали «Русское кино», приглашая на него российских кинематографистов. Я не отдыхала там. У меня не было творческого застоя. Наоборот, я собирала вокруг себя творческих людей. У меня в Литве подруги такие ураганные! Не у каждого русского есть столько энергии страсти, как у них.
— Почему вернулись в Москву?
— Я очень легка на подъем. Считаю, что каждый в любом возрасте должен уметь совершать поступки. И бояться не стоит — нет смысла. Главное — полагаться на свою интуицию, действовать, чтобы потом ни о чем не сожалеть. Ведь завтра может быть уже поздно.
Когда я развелась в Литве со вторым мужем [режиссером Рокасом Раманаускасом], у меня уже не было ощущения, что я там нужна. В первую очередь я думаю о себе и детях. И поняла, что пора возвращаться в Россию. Считаю, что всё сделала правильно. В Москве я сама смогла реализоваться и дать больше возможностей для развития детям.
— Сейчас вы задействованы в съемках фильма в качестве режиссера. Когда вы решили стать по другую сторону камеры?
— Это моя первая работа. Два года назад я написала сценарий для короткого метра «Камень, ножницы, бумага». Мне нравится сама идея этого сценария. Я писала его для своей дочери Агнии. Но тогда возможности реализовать этот сценарий не было. И я решила — сниму его на айфон.
Однажды мы сидели в компании, где был мой приятель — продюсер Николай Вячеславович Расторгуев. И он мне говорит: «Зачем снимать фильм на айфон? У меня своя продюсерская компания. Затраты будут небольшими, так что давай делать полный метр». И мы взялись за съемки. Сейчас работа в полном разгаре. Сегодня [в воскресенье, 16 октября] я отсматривала материал. У нас будет полный метр.
В фильме играет мой любимый актер Володя Ильин. Он — потрясающий. Володя ушел из кино и какое-то время не снимался. Он преподает. Я очень переживала, что он не играет. Я понимала, что педагогу нужно сниматься, и позвонила ему. Он говорит: «Танюша, я вернулся в кино, но ненадолго». И в итоге он снялся у меня. И я безмерно счастлива.
— Когда вам в комедии «Свободная любовь», с которой вы приезжаете на Кипр, предложили сыграть роль матери главного героя, почему вы согласились?
— Как я могла не согласиться? Меня попросила об этом Лена Сафонова. Я была знакома с материалом, видела спектакль. У нас такой состав! Играет Дима Дюжев. Знаю Дашу Фекленко. Мы с ней давно были дружны. И тут такое совпадение — она задействована в этом спектакле. Я с удовольствием ввелась. По-моему, очень органично. Мне так говорят.
— Вы производите впечатление мамы, у которой складываются гармоничные отношения со своими детьми. В постановке «Свободная любовь» у вас противоположная роль — роль матери, которая чрезмерно опекает сына. Насколько сложно вам было играть то, что вам не свойственно?
— Мне очень интересно играть. К тому же в конце концов мама приходит к пониманию того, что ей нужно отпустить сына и дать ему возможность быть самостоятельным, прожить свою жизнь. Это очень важно. Мне интересно играть переход из того состояния контроля, в котором она была вначале, в другое состояние, когда она смогла отпустить сына.
— Вашему репертуару могут позавидовать многие актрисы. Вы играли и Катарину в «Укрощении строптивой» Шекспира, и Настасью Филипповну в «Идиоте» по Достоевскому, и Ольгу в чеховских «Трех сестрах». Как вы готовитесь к роли, если до вас ее уже играли другие? Смотрите, что они сделали? Или не смотрите, потому что хотите выразить свое видение материала?
— Иногда так бывает, что некоторые роли я видела раньше в исполнении других актрис и могу ими восторгаться. Но специально никогда к ним не обращаюсь во время работы над образом. Я подхожу к роли так, как автор написал. Это должно быть мое восприятие роли, то, что пропущено через себя. Это самое главное, я считаю.
— На вашем счету более 100 работ в театре и кино. В 2014 году вы получили звание заслуженной артистки России. Насколько тщательно вы сейчас отбираете фильмы и театральные постановки?
— Я полностью загружена. К счастью, я могу выбирать то, что мне нравится, то, что мне интересно.
— Есть ли среди ваших ролей те, которые было довольно сложно играть, потому что героини являлись полной противоположностью вашей сущности?
— Нет. Я всегда люблю то, что играю. Мне мои героини интересны. У меня нет ни отторжения, ни сопротивления во время исполнения ролей. Главное — роль должна мне быть интересна.
— Сейчас всё чаще звучит мнение, что уже нынешние поколения доживут до 100 лет. И поэтому люди смогут полноценно освоить не одну профессию, а как минимум две. Первая ваша профессия — актриса. Какой могла бы быть ваша вторая профессия?
— Я бы могла стать хирургом.
— Вы бывали раньше на Кипре?
— Один раз это была туристическая поездка. Мы с детьми отдыхали на вашем острове. Во второй раз я приезжала на съемки. Я снималась вместе с Олегом Черновым в фильме «Украсть у…» [8-серийном детективе, который вышел на экраны в 2008 году].
— Мы живем на Кипре. Среди нас есть те, кто подумывает о возвращении домой. Но есть и те, кто планирует перебраться к нам на остров. Вы прожили 15 лет в другой стране. Что вы можете посоветовать тем, кто подумывает о том, чтобы переехать за рубеж, или, наоборот, вернуться на родину?
— Если зовет сердце, и душа не лежит к тому месту, где ты живешь, то надо обязательно вставать и ехать в поисках своего места.
Редакция еженедельника «Европа-Кипр» выражает благодарность за помощь в организации интервью директору компании «Волшебный мир театра» Светлане Сусловой