Журнал Forbes рассказал о том, как новая русскоязычная волна круто поменяла Кипр

16 января на сайте российской версии журнала Forbes был опубликован большой репортаж о том, как на Кипре поселилось огромное число русскоязычных новой волны, которые, не претендуя на гражданство за инвестиции, активно меняют остров к лучшему, внедряют новые технологии и сервисы, развивают общепит, культуру и даже трансформируют местное законодательство. «Европа-Кипр» предлагает вашему вниманию самые любопытные фрагменты этого текста.

ПРИМЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА КИПРЕ

Школа The Island

Бывший директор Baring Vostok Александр Шкуратов построил за три месяца к северу от Лимассола школу The Island на 800 учащихся. Все лицензии были получены после общения с пятью министрами.

На рождественской ярмарке корреспондент Forbes Илья Жегулев тщетно пытался найти здание школы среди модульных вагончиков, похожих на гримерки. Как оказалось, эти конструкции и есть школа.

Персонал The Island — около 160 человек из 30 стран. В школе три международные системы образования — IB, Монтессори и Вальдорфская педагогика. Оплата — от 9000 до 17 000 евро в год, однако отбоя от учеников у школы нет.

Всего за одно лето Шкуратову удалось получить все согласования, возвести модульные конструкции школы и нанять весь персонал. Предприниматель даже обратился в Книгу рекордов Гиннесса, чтобы зафиксировать результат.

Компания ASBIS

Внутри здания из стекла и бетона с надписью ASBIS — прямо выставка проектов компании с белорусскими корнями, выросшей в огромную корпорацию. Вот электрические зубные щетки и роботы-пылесосы, вот наушники и колонки, вот — отпариватели и мультиварки. А вот — сервисные роботы для разливания пива в барах без участия бармена. За стеклянными дверями — лаборатория биотехнологов, где разрабатывают лекарство от рака.

Коворкинг-пространство Beon active office

Мужчина на входе в офисное здание на несколько секунд замирает: ему нужно дождаться, пока система идентифицирует его лицо. Внутри — невероятное для Пафоса и вообще для Кипра царство технологий, где ячейку для курьера можно открывать с телефона, с него же можно войти в переговорную комнату и заказывать себе туда кофе. В коворкинге корреспондент Forbes не обнаружил ни одного нерусскоязычного.

Несколько лет назад Сергей Кудрявцев с головой погрузился в строительство новой среды на Кипре. Из бывшего здания банка в Пафосе сделали Beon active office — офиса с коворкингом такого уровня оснащения пока на Кипре нет. Здесь же, в Пафосе, компания Кудрявцева строит дома бизнес-класса, спортивные площадки и развивает велосипедный клуб. Он работает на тех россиян, кто не готов привыкать к кипрскому уровню сервиса.

ПРОФСОЮЗ ПОСТСОВЕТСКИХ ПАЦАНОВ 

Каждую среду клуб Malindi Beach Bar предоставляет место для встречи русскоязычных IT-предпринимателей. Любой новенький садится за стол, называет свое имя и чем занимается — и тут же вливается в дискуссию. Между столами с добродушной улыбкой ходит человек с длинной седой бородой — это Олег Решетников. Он время от времени подводит одних людей к другим, знакомит их и идет дальше. Именно он стал главным коммуникатором на острове, который регулярно собирает айтишников в одном месте.

В 2021 году бизнесмен Алексей Губарев создал Techisland — технологическую ассоциацию, в которую вступили уже более 200 компаний, большинство из них имеют корни из стран бывшего СССР.

— Это некий профсоюз кипрских компаний, созданных постсоветскими пацанами, как правило крупными, — описывает ассоциацию IT-предприниматель из Казахстана Алмас Абулхаиров. — Это лоббирование здорового человека. В человеческих отношениях важно друг друга понять и правильно коммуницировать.

Одно из важнейших решений было принято в апреле 2024 года — с подачи Techisland Кипр внес поправки в закон о гражданстве. Теперь обладатели кипрской рабочей визы могут подавать на паспорт после четырех лет проживания на острове. До этого подавать документы на гражданство по натурализации можно было только после семи лет.

— И если раньше, когда подавались на паспорт, срок рассмотрения кейса был никому не ведом, то сейчас в течение восьми месяцев дело будет рассмотрено. Это космос для Кипра, это просто молниеносно. И это заслуга персонально Губарева, — говорит Сергей Цыпцын, графический дизайнер и организатор еще одного русскоязычного комьюнити в Пафосе.

НОВЫЙ ОБЩЕПИТ

Совладелец питерской Italy Group Михаил Соколов открыл на Кипре уже два ресторана — японской и итальянской кухни, и строит еще один — уже в партнерстве с ресторатором Аркадием Новиковым. Чтобы сделать настоящий столичный сервис на острове, пришлось привозить всё, включая официантов.

Высокие ценники не сильно пугают приезжих. Это видно и по тому, как заполнены открытые россиянами рестораны, цены в которых в полтора раза выше цен в обычных заведениях Лимассола. Последнее, что все обсуждают, — открытие ресторана «Пушкин» с русской едой и кафе с «той самой шаурмой».

ЦИТАТЫ

Сергей Осипов, экс-глава The Agency of Wargaming: «В 2015 году всё было местечково. Один менеджер шутил, мол, Кипр — это Барановичи на границе с Сирией. 10 лет назад мне не могло бы прийти в голову, что такие серьезные изменения с Кипром произойдут».

Павел Мунтян, мультипликатор: «Получилось, что Кипр стал своего рода Силиконовой долиной Евросоюза. Был в какой-то момент сильный конкурирующий Лиссабон и вся Португалия, но в результате Кипр стал значительно большим центром притяжения».

ВЫВОДЫ FORBES

Теперь Кипр — самый русский европейский остров.

Переехавшие на Кипр россияне, белорусы и украинцы стали чуть ли не самыми главными налогоплательщиками страны. И построили самое дружное комьюнити.

!!! — Подписывайтесь на страницы «Европы-Кипр» в Facebook, Instagram, Twitter, ВКонтакте и на канал в Telegram

Новый канал «Европы-Кипр» — Kiprogram в Телеграме