Андрей КАЙКОВ: «Люблю, когда говорят: “Это круто! Давай сделаем!”»

Родился в Брянске, окончил Щепкинское училище и уже 22 года служит в театре «Содружество актеров Таганки». 44-летний Андрей Кайков известен прежде всего благодаря комедийному скетч-шоу «Шесть кадров». Он прочитал всего Чехова и Достоевского, участвовал в рекламных проектах и только что завершил работу над ролью в фильме о Тевье-молочнике по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва». В октябре многогранный Кайков прилетит на Кипр с постановкой «Поцелуй удачи» по пьесе итальянского драматурга и нобелевского лауреата Дарио Фо.

Оксана АВСИТИДИЙСКАЯ

ГЛАВНОЕ — ХОРОШИЙ МАТЕРИАЛ

— Как часто вас узнают на улицах, в самолетах, поездах?

— Хоть это и нескромно звучит, но узнают. Думаю, в этом нет моей особой заслуги. Просто стечение обстоятельств.

— «Шестикадровая» известность помогает в обычной жизни?

— Помогает. Порой получается очереди быстро проходить. Меньше проверяют на стадионах, когда идешь на матчи. Меня узнают и говорят: «Проходите». Я не скажу, что этим злоупотребляю. Но так случается.

— Вы больше известны как комедийный актер. Однако в театре «Содружество актеров на Таганке» вы играете очень серьезные роли, иногда даже трагические. Что вам больше сейчас по душе?

— Мне больше по душе хороший материал. А комедийный или драматический он — не так важно. Главное, чтобы он был хорошим.

— Помните, как вы первый раз оказались на сцене?

— На профессиональной?

— На любительской.

— Да, было такое. В школе. В классе шестом, наверно. Это был праздник, посвященный 15 советским республикам. Я читал стихотворение о пионерах. Читал серьезно, но в зале почему-то сильно ржали.

— В одном из интервью вы признавались, что в детстве мечтали стать врачом. А в каком возрасте вы поняли: «Хочу в артисты!»?

— Не было одномоментного решения. Всё происходило постепенно. Я читал стихи, мне говорили, что у меня получается, что мне надо идти в артисты. Желание быть врачом постепенно прошло.

— И вы поступили в Щепкинское? Почему именно в это училище?

— Абитуриенты поступают в разные училища. Но главное — куда тебя возьмут. Ты ходишь на прослушивания во все четыре, и учишься там, куда тебя возьмут. Меня взяли в Щепкинское.

«ПОЦЕЛУЙ УДАЧИ» НЕСЕТ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ

— Вы прочитали всего Чехова. Кто из созданных им женских образов вам особенно интересен?

— Вы знаете, Чехов привлекает меня не своими образами. Чехов интересен мне образом мыслей, изложением, видением жизни. Я ориентируюсь на его мнение, на его суждения. Поэтому я прочитал всего Чехова. Помимо всего Чехова я прочитал всего Достоевского. Я читаю и перечитываю Толстого. Я люблю читать. Я читаю нон-стоп!

— И всё же вернемся к Чехову. Есть женские образы, которые вам нравятся, которые вам запомнились? У кого-то это может быть героиня «Дамы с собачкой», у кого-то — «Три сестры»…

— Если подумать, то героиня «Цветов запоздалых» мне импонирует.

— Когда вам предложили роль в комедии «Поцелуй удачи», что вас зацепило? Почему согласились?

— Во-первых, хорошая актерская компания. Во-вторых, продюсер Женя Зайцев. Это человек, которому я доверяю. Он не предложит какую-то шнягу, где все собрались, кое-как сыграли и разбежались. Этого быть не может. «Поцелуй удачи» — комедия, но это серьезная работа! Это меня подкупило. И я согласился.

— И материал хороший?

— Конечно, это хороший материал. Он несет людям радость.

— В основе постановки — пьеса итальянского драматурга и нобелевского лауреата Дарио Фо «Маркольфа». Это классика. Насколько она современна в наши дни?

— В любом произведении всегда есть чувства. В античных драмах — любовь, ненависть, ревность, месть. В комедиях высмеиваются пороки: алчность, гордыня, зависть. Всё это никуда не ушло, всё есть в нашем обществе. Эти чувства никуда не делись, и поэтому классика по-прежнему актуальна.

— Какая из ваших ролей — в кино или театре — далась вам наиболее сложно?

— Каждая роль дается сложно. Нет такого, чтобы вот просто взял и сыграл. Постоянно приходится думать, разбирать, мучиться. Что такое профессия актера? Это когда каждый день не получается. Почему репетиции проводятся ежедневно? Да потому что не всё получается.

Если бы сразу всё получалось, то актеры бы выучили текст, вышли на сцену и сразу сыграли. Даже на сцене не каждый раз получается — при том, что ты выкладываешься по максимуму! Бывает, что что-то не идет. И ты постоянно размышляешь, репетируешь, обсуждаешь. А давай вот здесь так попробуем, а вот там — по-другому.

ДЕТИШЕК НЕ ОБМАНЕШЬ

— Смотрите ли вы фильмы со своим участием, когда они выходят на экран?

— Я не смотрю свои фильмы.

— Среди ваших работ — роль в постановке «Две Бабы-Яги». Как вам далась роль Бабы Яги?

— Мне Бабу Ягу сыграть проще, чем Елену Прекрасную. Для меня не было в этом ничего особо сложного. Если погрузиться в историю образа, то, по одной из версий, Баба Яга — это мужчина. В старославянских мифах и сказках Баба Яга — человек, которого по каким-то причинам выгоняли из племени. Ему приходилось жить одному в лесу, и со временем он превращался вот в такую Бабу Ягу. Детям очень нравился этот образ в моем исполнении.

— Она у вас была доброй?

— Сначала была плохая, но раскаивалась и становилась доброй. Потом она помогала Ивану в борьбе с Кащеем. Она расплачивалась за свои грехи, жертвуя собой.

— А в постановке «Иван-царевич, Серый волк и другие» у вас роль Кащея…

— Детские спектакли — одни из самых сложных. Детишек не обманешь. Им или интересно, или не очень. Если дети тебя слушают, то хорошо, а если нет, то…

— Значит, роль не удалась. Это не ваша роль.

— Да, это так. Детей не обманешь.

— Все мы с чего-то начинаем свою профессиональную деятельность. В 25-й серии сериала «Аэропорт» в 2005 году у вас была роль бриллиантоглотателя. Вам пришлось глотать фальшивые брильянты?

— Это был небольшой эпизод.

— То есть брильянты вы не глотали?

— Нет. Только делал вид. Это было отвратительно. Я сказал, что глотать их не буду. Я попросил сделать сцену таким образом, чтобы не делать акцент на глотании.

— Крупных планов не было?

— Нет. Я отворачивался в сторону и делал вид, что давлюсь брильянтами.

— В 2012 году вы стали сниматься в сериале «Улицы разбитых фонарей» в роли старшего лейтенанта Льва Глушко. Как готовились к этой роли?

— Я очень любознательный, стараюсь узнать максимум о роли. У меня есть знакомые оперативники, я с ними пообщался. Но это лишь часть работы над ролью. По крайней мере, они научили меня правильно ходить и держать пистолет.

— Вы также снимались в фантастическом фильме «Москва-2017».

— Это был незабываемый опыт. Меня окружали голливудские актеры. Мы снимали фильм в Болгарии. Меня очень поразил подход голливудских актеров к работе. Вечером они встречались не для того, чтобы пивка попить, как у нас принято, а для того, чтобы еще раз прогнать текст, разобраться в нем. Для меня это было откровением.

И когда Лили Собески закончила сниматься, она сбегала в магазин, купила вина и какую-то закуску, пластиковые стаканчики, пришла на площадку, пригласила всю группу — актеров, осветителей, гримеров, — сама нарезала колбасу и предложила отметить окончание своей работы. Меня это поразило. Она — знаменитая актриса, снималась с Томом Крузом и другими звездами…

— И совершенно никакой звездности?

— Нет, нет, нет. Всё было просто.

— По-домашнему?

— Да, по-домашнему. Это у нас так делают, но чтобы звезды Голливуда…

КАЖДАЯ НОВАЯ РОЛЬ — БОРЬБА И ПРЕОДОЛЕНИЕ

— Каковы ваши дальнейшие планы? Идти в ширину или глубину?

— Каждая моя новая роль — это и ширина, и глубина. Это борьба и преодоление. Мне интересны каждая новая пьеса и каждый новый фильм. Я стараюсь сделать их интересными для других. Не важно, большая роль или маленькая. Она должна вызывать интерес, над ней нужно работать. Работа дает новые знания и опыт.

— Бывает так, что вы говорите режиссеру, что вам не совсем понравилось то, как вы сыграли в этой сцене, и предлагаете ее переснять?

— Да, бывает. Сейчас жизнь ускоряется, и все стараются всё сделать как можно быстрее. И тогда теряется качество. Но я иногда чувствую, что должен что-то переделать, сыграть в этой сцене еще раз.

— Кто-то мечтает сыграть Гамлета или Шерлока Холмса, кто-то — Кармен или Бриджит Джонс. Есть ли у вас персонажи, где бы вы хотели себя попробовать, предложить свое прочтение?

— Я знаю и чувствую, что у меня есть потенциал. И хочу сыграть не какую-то конкретную роль, а что-то хорошее, то, где можно использовать мой потенциал. Я люблю, когда меня заинтересовывают, говорят: «Это круто! Давай сделаем!»

— Часто ли бывает так, что вы вносите в роль свое видение? Или в большинстве случаев режиссер говорит: «Шаг вправо или влево — расстрел!»?

— Есть и такие режиссеры, кто так говорит. Но я с такими встречаюсь редко. В основном режиссеры идут на контакт. И если я могу убедить и убеждаю, то мы делаем, как я предлагаю. Зачастую режиссеры рады и приветствуют, когда актер не просто выполняет команды и задумку автора, но и вносит что-то свое в образ.

У меня была роль оперативника-алкоголика. Хотели сделать так, чтобы он был небритый, заросший, неопрятный. Я сказал: «Не надо! Они, алкоголики, все шифруются». Я знаю таких людей. Они пьют, но об этом знают единицы. А для всех остальных они вполне успешные люди: вычищенные, побритые, одеколоном политые. И кажется, что у них всё нормально, у них всё хорошо. И режиссер сказал: «Да, пусть так и будет».

— Над чем вы сейчас работаете?

— Только что снялся в фильме «Тевье-молочник» по пьесе Горина «Поминальная молитва».

— Кого вы играли?

— Менахема. Мне было очень интересно работать. Материал какой! Какая тема! Текст учил ночами, чтобы ни в коем случае не ошибиться.

— Ждать выхода фильма на телевидении или на большом экране?

— Это большой экран.

— Если бы вы не стали актером, то кем могли стать?

— Это было бы что-то, связанное с путешествиями. Я очень люблю путешествовать. Это могли бы быть исследования. Может, исследовал бы дно океана, проводил археологические раскопки или изучал живопись.

Редакция еженедельника «Европа-Кипр» выражает благодарность за помощь в организации интервью директору компании «Волшебный мир театра» Светлане Сусловой

На фото — Андрей Кайков в роли Франческо в комедии «Поцелуй удачи»

  • «ПОЦЕЛУЙ УДАЧИ»

14 октября, пятница

Лимассол, театр «Риалто»

Начало — в 19:00

Стоимость билетов — 30, 35 и 40 евро

Билеты — в кассах театра Риалто и на сайте www.rialto.com.cy

Дополнительная информация — по телефону 96 30 2770