Как открыть стартап на Кипре и получить визы, не допустив ошибок

В 2017 году правительство Республики Кипр запустило пилотную схему выдачи виз для граждан третьих стран, которые готовы создавать и развивать стартапы на острове. За два года было подано 14 заявок, из которых одобрили пять. В 2019 году стартовал второй этап схемы (из 20 заявок одобрены семь), а в 2021-м — третий. С какими трудностями сталкиваются бизнесмены, решившие открыть стартап на Кипре? Что хорошего их ждет? На вопросы «Европы-Кипр» отвечает Тачат Игитян, один из основателей и финансовый директор стартапа destream, который оценен в 15 млн. евро.

«Кипрская виза для стартапа» (Cyprus Startup Visa) — программа, позволяющая талантливым предпринимателям из стран, не входящих в Евросоюз и Европейскую экономическую зону, жить и работать на Кипре. Визы выдаются как для отдельных лиц, так и для команд. Им предоставляется возможность развивать стартапы с потенциалом роста. Программа направлена на создание новых рабочих мест, продвижение инноваций и исследований на Кипре и развитие предпринимательской экосистемы.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КИПРА

— Почему вы решили создать свой стартап именно на Кипре?

— Для стартапов главное — быстрое получение средств инвесторов без юридических проволочек. Мы рассматривали несколько стран. В итоге выбрали Кипр, потому что я постоянно прилетал сюда по делам уже лет 20. Для выбора места стартапа, где ты физически должен находиться, важную роль играют комфортные условия проживания.

Для нас было важно, чтобы это не было государство вроде Белиза — оффшора, омываемого водами Карибского моря. Кипр — страна Евросоюза, и у нее есть преимущества, которые помогают вести бизнес именно здесь. Два больших плюса — мощное IT-комьюнити и желание развиваться, чтобы стать страной, где люди хотят вести бизнес и жить.

— Как долго шел процесс регистрации стартапа и получения виз?

— Мы получили визы в 2021 году. В этом году продлили их еще на год. В следующий раз нам должны выдать визы уже на пять лет.

Мы были одними из первых, кто оформлял такие визы. Когда подавали документы, оказалось, что никто из тех, с кем мы столкнулись в госструктурах, еще не знает, что существует стартап-виза. Поэтому сначала пришлось всех обучать, что есть такой закон и что есть такой тип визы, и что мы его хотим получить.

Система на Кипре так устроена, что вверху приняли хороший закон, а вниз это не спускается. У них условно есть три вида компаний, которые они оформляют и последние 20 лет обслуживают. Они умеют работать с этими компаниями. Но как только появляется что-то новое, то система начинает тормозить. Возникают масса вопросов и недопонимание.

Но есть один плюс в работе госсектора на Кипре. Тут нет задачи — не выдать тебе документ. Если есть закон, то они могут затягивать процесс, просить принести дополнительные документы, но в итоге всё решается. Я не знаю случаев, когда тебе просто говорят «нет» без объяснения причин или попытки помочь, попросив принести еще несколько документов.

— Сколько в итоге заняло оформление документов для стартапа?

— Полгода. Мы оформляли документы во время ковид-ограничений, и это тормозило процесс. К тому же мы попали как раз на тот период, когда тему стартап-виз передавали из министерства финансов в министерство инноваций.

— Притом, что у вас были готовы все документы?

— Да, конечно. Все документы и бизнес-план. У нас на тот момент проект уже работал, так как в Эстонии был похожий стартап-статус. Мы в целом понимали, как это функционирует. Наша компания делала всё сама, без посредников — у нас есть грекоговорящие сотрудники.

— На начальном этапе было больше трудностей бюрократического характера или технических проблем?

— Бюрократии. Было требование, что сначала ты должен прилететь на Кипр, оформить статус визитера и только тогда начинать процесс получения стартап-визы. Но мы уже были тут. И если бы я заранее не открыл компанию на Кипре, то ушло бы еще больше времени. Невозможно всё сделать за один месяц. Физически не получится всё успеть.

Кипрские адвокаты неохотно берутся за оформление разрешений для стартапов. Предлагают сразу открыть компанию международного бизнеса. Но для ее открытия нужно 150 000 евро. А для стартап-компании — только 10 тысяч. Это большой плюс.

— Какие вы бы дали рекомендации с нынешней точки развития вашего стартапа той версии себя, когда вы были на старте? Какие ошибки вы бы сейчас не допустили? Какие рекомендации дали бы тем, кто планирует получить стартап-визу или находится в начале процесса ее получения?

— У нас не было каких-то непоправимых ошибок. Мне чуть легче, так как я давно знаю Кипр и представляю, как всё тут работает. Главное правило — надо самому во всем разбираться, а не верить на слово посредникам.

Вам могут сказать, что помощь в оформлении всех документов будет стоить 1000 евро, но следует закладывать на эту статью расходов бюджета больше. Иногда получается, что в 10 раз больше. Посредники любят такую игру: сначала возьмем немного, потом попросим еще чуть-чуть, потом — еще. Клиент уже на крючке, никуда не уйдет.

Вторая рекомендация — не соглашаться сразу же на первое предложение. Услуги на Кипре разделены на две части: для русскоязычных и для всех остальных. Разница в ценах доходит до 100%. За то, чтобы почистить кондиционер, русскоязычный заплатит 50 евро, а все остальные — 25 евро. Хотя работа одна и та же.

Безусловно, часть вины лежит на русскоязычном сообществе. Мы привыкли сразу платить. Даже там, где платить не надо. Цены на аренду квартир взлетели не только потому, что возник большой спрос, но и потому, что люди брали, не торгуясь. А в киприотах заложено, что сначала нужно поговорить, узнать, кто ты и что ты, откуда ты…

— Поторговаться.

— Конечно! А в последнее время были случаи, когда приходили и сразу же давали ту цену за полгода, которую установил владелец недвижимости. Здесь так не было принято.

— Что нужно делать, чтобы ускорить процесс оформления документов?

— Многие привыкли к большим городам, где всё оцифровано и везде электронные очереди. На Кипре пока не так. Нужно постоянно звонить тем, кто отвечает за рассмотрение ваших документов. Они не всегда берут трубки, но нужно звонить, звонить и звонить. Чтобы дать чиновникам понять, что вы их не оставите в покое. И тогда они начинают работать.

Кипр тоже можно понять. На самом деле таких залетных людей, которые приезжают и заявляют, что «Я сейчас переверну мир!», а потом через три дня улетают, очень много. И поэтому у местных жителей сформировалась поведенческая модель, что если иностранец от них не отстает, значит, он точно на острове останется.

Нужно понимать, что ты тут не первый. Таких, как ты, много. Осознавая это, здесь можно работать. На самом деле во всем мире так, не только на Кипре. Везде ты идешь и добиваешься того, что тебе надо. Никто тебе на блюдечке ничего не подает. Поэтому нужно действовать: звонить, писать письма, — и добиваться своего.

Скоро появится закон

В Республике Кипр завершается работа над законопроектом, регулирующим создание и финансирование стартапов. В его подготовке участвуют министерство инноваций, минфин, минобразования и Технологический университет Кипра. Ориентировочное время передачи документа на одобрение депутатов парламента — ноябрь 2022 года.

ДОНАТНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ

— Вы — один из основателей стартапа destream. Для кого вы его сделали?

— Изначально destream задумывалась как донатная* платформа для тех, кто создает контент, для креаторов. Это могут быть YouTube-блогеры, Twich-стримеры или СМИ. Перспективы этого рынка стали очевидны во время пандемии. Людям нередко буквально нечего было делать — только потреблять контент. А креаторов принято благодарить донатами.

* Донат (от англ. donate) — ценный дар или денежное пожертвование в поддержку кого-либо или чего-либо.

Мы поняли одну вещь. В этом сегменте вопросы денег отдаются на откуп классическим платежным системам, кошелькам и платформам, таким, как PayPal. У этих систем есть свои классические проблемы. Например, у PayPal не всегда есть возможность оплатить или отправить деньги из некоторых стран.

Так как мы — выходцы из финтеха, то есть из финансовых структур, банков и проектов из финансовой сферы и IT, то решили сделать платформу, ядром которой станет транзакция. Главная задача — довести деньги до получателя. Если человек решил дать донат, то наша задача — снабдить его инструментом, позволяющим сделать это быстро.

Важный момент — классические банки не воспринимают креаторов как клиентов. Даже когда у человека есть счет в банке, и он получает донаты, у комплаенс-офицеров появляются вопросы «Откуда деньги?». Ответ «Мне задонатили» они не понимают. Самый простой для них выход — заблокировать банковский счет. Креаторы не могут нормально получить ни отправленные им донаты, ни кредиты.

Сотрудники классических банков не воспринимают тех, кто, к примеру, получает сотни тысяч евро от YouTube, не будучи в штате онлайн-платформы и не имея контракта о сотрудничестве с ней. Тут налицо непонимание бизнеса, среды и особенностей работы креативной экономики.

Поэтому мы стали развиваться в направлении создания маркетплейса, предлагая инструменты для того, чтобы не только получать деньги, но и тратить их — то есть иметь возможность перевести деньги на карту или конвертировать в криптовалюту без потери на разных комиссиях.

Сейчас мы находимся на этапе разработки банковских карт креатора. Человек, получивший деньги и донаты, сможет брать нашу карту и идти тратить полученные средства. Ему не придется сталкиваться с классическими финансовыми структурами, объясняя, откуда эти деньги, потому что мы знаем этого человека, его бизнес и откуда пришли деньги. Наша задача — превратиться в мета-банк и финансовую экосистему для создателей контента.

На Кипре очень много художников, фотографов, актеров и людей других творческих профессий. Здесь всё время на что-то собирают донаты: на организацию каких-то встреч, на театральные постановки, на выставки и концерты. И наша платформа идеально подходит для этого. Нужно просто отправить ссылку тому, что хочет оплатить.

— Допустим, мы хотим поддержать талантливую художницу. У нас есть ссылка на вашу платформу и карта местного банка. Каковы наши следующие шаги?

— Вы проводите транзакцию по аналогии с оплатой при покупке авиабилетов или бронировании отеля. По ссылке открывается форма. Вы ее заполняете. Там может быть указана минимальная сумма. Например, пять евро. Можно оплатить больше, ведь в этом и есть суть донатов — платить, кто сколько может. Затем вы жмете на кнопку Donate.

После этого открывается другое окно, где вам предлагают выбрать метод оплаты. Вы выбираете банковскую карту и оплачиваете. Транзакция проходит так же, как и любая другая оплата в интернет-магазине. А получатель может вывести переведенные ему деньги любым удобным ему способом. Если хочет на Revolut, то может вывести на Revolut.

— Как решаются вопросы с налогами для пользователей?

— В большинстве стран мира донаты не облагаются налогами.

— Есть какой-то официальный потолок, после которого налоги платить надо?

— Официального потолка нет. Но нужно понимать, что если ты получаешь 100 000 евро в месяц, то налоговая перестанет считать такой доход донатами, потому что он является основой твоего проживания.

Но это вопрос не к нашей платформе, а к каждому конкретному пользователю. Если получаешь много, будь добр плати. Если наши пользователи обращаются к нам, — а у нас для ответов на вопросы есть свой юридический отдел, — то мы стараемся помочь получить ответы на все вопросы.

— Каковы механизмы соблюдения законодательства о противодействии отмыванию денег?

— Что касается противодействия отмыванию, то первоначально мы задумывались как стартап в сфере финтеха. Поэтому наша деятельность проверяется на всех уровнях, предусмотренных законодательством.

Получив ссылку на нашу платформу для перевода доната, пользователь должен пройти верификацию KYC (Know Your Client — «знай своего клиента») так же, как, допустим, у Revolut и всех новых платформ. Процесс занимает секунды, но мы полностью его соблюдаем.

— На 2023 год у вас значится выпуск собственных карт. Что еще?

— В планах у нас кредитование создателей контента.

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВ

— Как и любой стартап, вы заинтересованы в привлечении инвестиций для развития. Есть ли какие-то особые способы инвестирования в стартапы?

— В 2022 году на Кипре стали активно говорить о новой возможности инвестирования. Если резидент инвестирует в развитие инновационной компании в Республике Кипр, то государство позволяет ему вычесть в следующем году до 50% суммы налогов, — но не более 150 000 евро в год.

Например, если вы заполняете налоговую декларацию в TaxisNet и сообщаете, что инвестировали 300 000 евро в инновационную компанию, то у вас есть возможность списать 50% налогов. Даже если стартап продадут, доходность будет рассчитываться от полной инвестированной суммы (300 000 евро), хотя 50% вы списали в виде налогов.

— Распространяется ли эта программа оптимизации налогов на обычные компании?

— Да, на компании, зарегистрированные в Республике Кипр. Тут и так корпоративный налог невысокий, но и с него можно списать до 30 процентов (но не более 150 000 евро в год), инвестировав в стартапы.

Чтобы чувствовать себя защищенными, инвесторы могут вложиться в стартап через инвестиционный фонд. На Кипре их сейчас много. То есть инвестор может передать деньги в фонд, а фонд инвестирует в нас.

Для тех, кто готов вкладывать, используя предлагаемую минфином программу оптимизации налогов, — и в особенности, для начинающих инвесторов, — вложения через инвестиционный фонд получат двойную защиту.

— У вас уже есть опыт получения инвестиций таким способом?

— У нас все инвесторы с Кипра. Либо по факту, либо юридически. Недавно инвестор вложил в нас сумму X. В 2023 году при заполнении налоговой декларации он укажет, что инвестировал в стартап. И система посчитает, сколько надо будет вычесть налогов.

Статьи по теме

«Кипр готов выделить 30 млн. евро на развитие стартапов и инновационных компаний»

«Кипр занял 55-е место в рейтинге стартап-экосистем за 2022 год»

#нативнаяреклама