Братья Даниил и Давид Либерман — технологические инноваторы, визионеры, инвесторы в таланты и предприниматели, отказавшиеся от 100 млн долларов ради лучшего будущего человечества. На прошлой неделе они побывали на Кипре. По их мнению, в ближайшие пять лет искусственный интеллект кардинальным образом изменит нашу жизнь. Что нас ждет: dolce far niente или борьба за выживание?!
Андрей АВСИТИДИЙСКИЙ
Искусственный интеллект (AI) — удобный и полезный инструмент. В то же время он лишает работы часть людей. Поскольку AI-революцию не остановить, есть смысл как можно раньше задуматься о новом будущем и нашем месте в нем. Новая цивилизация рождается прямо сейчас, но пока мы не до конца понимаем, какова будет роль людей в ней. Есть ли риск, что нами начнут управлять машины?
Если роботы научатся делать любую работу лучше людей, то пропадет сама необходимость трудиться. Но это в теории. На практике может случиться так, что искусственный интеллект окажется в руках пяти корпораций, которые превратят его в стратегический ресурс. И тогда доступ к AI для всех остальных будет возможен лишь за хорошее поведение (высокий социальный рейтинг) либо за большие деньги.
В августе 2025 года братья Либерман запустили стартап Gonka — децентрализованную сеть для AI-вычислений. Идея такова — не отдавать власть над искусственным интеллектом американским технологическим гигантам, а создать распределенную сеть по всему миру. В офисе компании Freedom24 в Лимассоле Даниил Либерман рассказал о проекте. А затем ответил на вопросы «Европы-Кипр».

ОТ «МУЛЬТА ЛИЧНОСТИ» ДО ГОЛЛИВУДА
— Нас девять братьев и сестер. Старшему брату 74 года. Наш папа 1925 года рождения. В 50-х годах XX века он занимался в СССР квантовой биофизикой, изучал ДНК с мыслью о том, что эта макромолекула — своего рода компьютер, обеспечивающий генетическую программу функционирования организмов. А наш дядя в 60-70-х написал первую книгу о возможности существования искусственного интеллекта.
— С ноября 2009 года по февраль 2013-го наша анимационная студия «Пространство идей» делала шоу «Мульт личности» на «Первом канале». Четыре года мы выходили в воскресный прайм-тайм и входили в Топ-5 самых популярных шоу в России. Инновация была в том, что мы производили компьютерную анимацию в десятки раз быстрее и в десятки раз дешевле, чем кто-либо в мире.
— Переехав в Голливуд, мы поработали с Робертом Дауни-младшим, Джимми Фэллоном, Джоном Стюартом, создателями «Симпсонов» и прочих анимационных и иных шоу. Всё было очень здорово, но в итоге мы поняли, что это не совсем то, чем мы хотели бы заниматься. Схема «получился бизнес-хит — заработали денег, не получился — не заработали» нас не устраивала. Мы думали об инновациях.
— И тогда мы переехали в Кремниевую долину и открыли там несколько бизнес-проектов. В 2016-м один из них был поглощен ориентированным на молодежь мобильным приложением Snapchat. Мы построили для них систему аватаров… Другой наш проект Product Science до сих пор оптимизирует код мобильных приложений. Практически у всех наших клиентов их приложения загружаются меньше чем за секунду.
США: ВЫ БУДЕТЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НАШИМ AI
— Около трех лет назад мы пришли к выводу, что все предыдущие методы машинного обучения станут нерелевантными после появления Chat GPT и других LLM-моделей… Тогда же мы осознали, что есть смысл заняться децентрализованным искусственным интеллектом. Для этого нужны не просто домашние компьютеры, а серверные Nvidia-чипы с большой памятью и быстродействием.
— Сфера AI быстро политизируется. Летом 2023 года в Аспене прошла встреча ведущих игроков в сфере искусственного интеллекта с представителями властей США, которые обсудили необходимость ограничения доступа к мощным графическим процессорам (GPU) Nvidia всем, кроме американских компаний. Пять глобальных игроков AI-рынка (все они — из США) приобретают 90% топовых чипов Nvidia.
— Это было объяснено стратегической необходимостью для США. В феврале 2025 года на Мюнхенской конференции по безопасности вице-президент Джей Ди Вэнс очень агрессивно заявил, что «все вы будете пользоваться нашим AI и не думайте ни о чем другом» … В августе 2025 года мы запустили стартап Gonka — проект, который на данный момент является единственной альтернативой.
ИТАК, АЛЬТЕРНАТИВА
— Реально ли создать децентрализованную сеть в сфере искусственного интеллекта? Можно ли представить себе подобный open-source проект? Да. Linux сегодня охватывает 75% всех серверов в мире. Дата-центры биткоина, ставшего цифровым золотом, не принадлежат какой-то одной корпорации. Мы подумали, что если такую же логику применить к AI-инфраструктуре, то можно получить подобный же эффект.
— Этот эффект уже сработал. Мы запустили сеть в конце августа 2025 года и за четыре месяца с 64 топовых GPU она выросла до 12 тысяч. Стоимость аренды этого оборудования можно оценить в 150 млн долларов в месяц. Сеть продолжает расти. Регулярно я получаю сообщения: «Мы хотим инвестировать 30 млн долларов. Как нам подключиться?» Я развожу руками: «Вот инструкция. Какие у вас сложности? Подключайтесь».
— Остановить работу этой сети невозможно, потому что сервера раскиданы по всему миру, они есть уже в 20 странах. Это неблокируемый сервис, в котором можно получить доступ к AI-сервису зашифровано, приватно и децентрализованно без гейткипинга. Так как нет ярко выраженного владельца, то нет и точки атаки. Не будет сумасшествием предположить, что в будущем такая сеть может стать 10% рынка AI.
— У нас идут диалоги с правительствами ряда государств, потому что для них зависимость от американских или китайских серверов — это своего рода утрата суверенитета. Есть США с почти 350 млн населения и Китай с чуть больше 1,4 млрд. Все оставшиеся страны — это порядка 6,5 млрд. Очевидно, что им нужен математический обсчет их запросов. В ближайшие два-три года на это потребуются миллионы GPU.
РОБОТ ДЛЯ КАЖДОГО — ЭТО РЕАЛЬНО?
— Каковы основные аргументы для привлечения новых людей в проект Gonka?
— Самым важным аргументом является то, что эта сеть имеет потенциал. У вас есть шанс побороться за долю рынка будущего AI, за который конкурируют большие корпорации. Это
словно вложиться в OpenAI, Anthropic или xAI, куда стоит очередь инвесторов с большими чеками. У вас есть шанс поучаствовать в росте этого рынка. Можно, конечно, создать свою AI-компанию. А можно проинвестировать в децентрализованную AI-компанию.
— Вы не боитесь, что к вам придут сотрудники правоохранительных органов США и скажут, что вы какой-то неправильный американец?
— А я не американец. У меня нет паспорта США. Я гражданин Израиля. Этот риск точно есть. Поэтому мы делаем всё максимально открыто. И не делаем ничего, что противоречило бы закону. Но, конечно, всё равно могут прийти и сказать: «Ой, это как-то звучит слишком открыто». Но мы очень хорошо подготовились. Это абсолютно open source, от нас никак не зависит, потому что не мы этим управляем. Управлением занимается сообщество майнеров. А мы даже не майним монеты, мы предоставляем такую возможность другим людям.
— К подкасту Александра Соколовского с вами и Давидом (Дубай, октябрь 2025 года) есть комментарий «Я хотел, чтобы AI мыл посуду и убирался, пока я пишу стихи и рисую. Вышло так, что он пишет стихи и рисует, пока я мою посуду и убираюсь». Комментарий набрал сотни лайков. Согласны с такой оценкой?
— Я думаю, что в ближайшие пять лет большую часть офисной интеллектуальной работы AI сможет делать лучше, чем большинство людей. Это будет очень большой перелом. Кстати, уборка пылесосами с AI уже делается. Роботов придется подождать чуточку дольше.
— Робот для каждого человека — это реально?
— Я считаю, что это произойдет, но не думаю, что скоро. Вполне может пройти и 30 лет. Первые роботы с искусственным интеллектом пойдут на заводы. До того момента, когда мы разрешим роботу стоять рядом с нашим ребенком, не опасаясь, что 60-килограммовая железка грохнется на малыша, думаю, пройдет от пяти до 10 лет.
От 10 до 20 лет уйдет на масштабирование, потому что их нужно будет произвести миллиарды, чтобы у каждого человека было по роботу. Это экспонента: начнется медленно, продолжится очень быстро. Это уже некая новая реальность и новые челленджи, которые мы пока, наверное, даже предсказать не в силах. Но это точно произойдет у нас на глазах.

Я считаю, что у Кипра есть фантастический потенциал для того, чтобы начать внедрять цифровизацию. Количество человеческого капитала в сфере разработки на острове просто невероятное. Наверное, ни в одной стране мира нет столько айтишников на душу населения.
Тимур ТУРЛОВ, основатель и CEO Freedom Holding Corp. (FRHC)
Штрихи
- Даниил и Давид родились в Москве в семье биофизиков Ефима Либермана и Светланы Мининой.
- Окончили Академию имени Маймонида по специальности «Математика и информатика».
- Во всех их проектах активное участие принимают старшие сестры — Анна и Мария Либерман.
- В 2015 году реализовали проект Frank.Money — виджет для визуализации доходов и расходов.
- В 2018-м провели конкурс на получение гранта на $1 млн в сфере образовательных технологий.
- Своей главной миссией называют стремление сделать мир и государства прозрачными.
- Отказались от более чем $100 млн от двух самых влиятельных AI-лабораторий мира, пытавшихся их купить.
Все дети, пока они еще дети, думают о том, каким прекрасным мог бы быть мир. Но не у всех есть собеседники, которые разделяют эти идеи, а не критикуют их. У нас в семье много детей, поэтому такой диалог никогда не прекращался.
Даниил ЛИБЕРМАН, в интервью журналу РБК (октябрь 2018 года)










