Прежде чем стать актером театра и кино, Андрей Федорцов окончил Морской технический колледж, отслужил в железнодорожных войсках, потрудился разнорабочим на стройке и выучился на фермера. В 1996-м он — выпускник Санкт-Петербургской театральной академии, а спустя год — лауреат «Приза зрительских симпатий» на Каннском кинофестивале за эпизодическую роль режиссера-заложника в культовом фильме «Брат». Ныне в его фильмографии более 150 работ. «Главное — быть разным. Я работаю по-настоящему, не халтуря!» — говорит Федорцов. В начале октября он прилетит на Кипр, на котором еще ни разу не был…
Оксана АВСИТИДИЙСКАЯ
ЛЮБОВЬ ПО-РУССКИ, А НЕ ПО-ИТАЛЬЯНСКИ
— 6 октября мы увидим вас на сцене театра Rialto в спектакле «Любовь по-итальянски». Как вы оказались в этом проекте?
— Еще до армии! Эту пьесу поставил Игорь Владимиров в театре Ленсовета. Там играли Семен Стругачев и Лариса Луппиан. Это была классная эксцентричная комедия положений.
Я ее увидел, когда еще не работал в театре. И запомнил фантастически интересного артиста. Кучерявого. Я не знал его фамилии, но мне очень понравилась его игра. Речь о Семене Стругачеве. Это был 1988 год.
Потом уже после армии и учебы в театральном институте мы встретились с Семеном еще раз на съемках фильма Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты в зимний период». Дружим до сих пор. Получается, что уже 18 лет.
Он меня пригласил на этот спектакль. Я с удовольствием его посмотрел, а потом рассказал, что уже видел его раньше. И в какой-то момент Семен меня спросил: «А хочешь…?» Я ответил: «Конечно, хочу». И стал играть там мужа.
Сначала это была постановка «Любовь до гроба» в театре Ленсовета. Мы не могли взять это название, и поэтому придумали другое: «Любовь по-итальянски». Хотя, я считаю, что это, скорее, любовь не по-итальянски, а по-русски.
Нас учили в театральном институте, что через каждую работу ты должен нести свое, личное. Для меня это трагикомедия. Мой герой живет с женой, которой он не слышит и не видит, с которой у него уже давно нет ничего общего, кроме квартиры. А у жены есть любовник. И мы на сцене показываем их отношения в жанре эксцентрики.
Это не простой жанр. Там нельзя наигрывать, там нужно жить по максимуму. Этим, например, хорошо владеет Дмитрий Нагиев. Когда мы вместе снимались в фильме «Осторожно, Задов!», я очень многому у него научился.
— Как бы вы рассказали о постановке «Любовь по-итальянски» тем, кто о ней никогда не слышал?
— Это пьеса о взаимоотношениях людей. Там много узнаваемых вещей. И мужья, и жены узнают в этой пьесе себя и, может, сделают какие-то выводы. Я сейчас работаю в новом спектакле «Любовник». Это серьезная постановка. «Серьезная комедия». Те, кто уже посмотрел ее, пишут: «Приводите своих мужей! Пусть они увидят, как надо обращаться с женщиной». Это самые лучшие отзывы для нашего спектакля.
«РАБОТАЮ ПО-НАСТОЯЩЕМУ, НЕ ХАЛТУРЯ»
— С 2000 по 2005 годы вы были задействованы в сериале «Убойная сила» в роли лейтенанта Васи Рогова. Именно с этой роли я вас и узнала. Какие ваши работы в кино оказались для вас значимыми после «Убойной силы»?
— «Убойная сила» для меня как детство. А оно прошло. Я уже и не вспоминаю о Васе Рогове. Посмотрите мою фильмографию. Больше 150 работ! Честно говоря, у меня есть много других достойных ролей. И, может, мне не нравятся некоторые фильмы, в которых я сыграл, но я в любом случае выкладывался на 100%.
Грубо говоря, если хирург оперирует убийцу, то он не думает о том, что речь идет о жизни преступника. Он всё равно спасает человека. Я к каждой своей роли отношусь, как к своему ребенку, так что у меня нет лучших и худших. Все мои 150 ролей для меня как дети. Я не могу отделить хороших от плохих. Я работаю по-настоящему, не халтуря! Главное — быть разным.
— Какой из своих фильмов вы могли бы посоветовать зрителям, живущим на Кипре?
— Например, «Чаклун и Румба». По НТВ фильм шел под названием «Вторая ошибка сапера». Это картина про войну. У меня за многие ленты есть награды. Но за этот фильм у меня есть награда «Артека». Там был кинофестиваль, много картин и дети разного возраста. И они присудили мне первое место. Детей не обмануть, потому что они сразу чувствуют ложь. Из всех кинематографических премий, которые у меня есть, эта самая верная. Посмотрите также «Бог печали и радости», первый и второй фильмы под названием «Фокусник».
«ХОЧЕТСЯ ИГРАТЬ ДЛЯ УМНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ»
— Многие всё равно считают вас комедийным актером. Хотя это не так.
— Евгений Леонов — комедийный артист? Анатолий Папанов? Мне бы хотелось донести до зрителей, что любой хороший комедийный артист, — и речь не о Comedy Club, — это глубоко драматический человек. Я всегда говорю, что для меня «Любовь по-итальянски» — драма. Я там нахожу у своего героя ужас совместной жизни с его женой. И выражаю это так, что вам смешно. Но мне-то горько!
В любой комедийной роли, даже у того же Васи Рогова из «Убойной силы», — есть место для драмы. Он жил подкаблучником. У него не было своей квартиры. Тесть и теща им командовали. Для меня это большая драма, но люди смеются. Возьмем Чарли Чаплина. «Огни большого города» или «Малыш». Вроде бы это смешно. Но Чаплин — глубоко драматический артист.
На самом деле мы, актеры, в жизни не очень-то смешны. Мы просто выражаем жизнь через юмор, потому что с помощью юмора легко говорить о серьезных вещах. Вот что самое главное. Это основа моей профессии — я могу сказать через драму о смешных вещах и смешно говорить о страшных вещах.
Вспомните фильм Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». Главный герой находится в концлагере с ребенком. Он рассказывает сыну, что всё это игра, призом в которой будет танк. Здесь понарошку людей бьют, здесь их не по-настоящему убивают. Мальчик верит, что это всего лишь игра. Но мы испытываем ужас.
Я считаю, что высший пилотаж в актерской профессии — показывать страшные вещи через юмор. Трагикомичность — это самое сложное. Александр Демьяненко, с которым я работал в Театре комедии, сыграл знаменитого Шурика в «Брильянтовой руке». Но называют его комедийным актером только те, кто не видел Демьяненко на театральной сцене.
Евгений Евстигнеев говорил: «Дайте мне роль говорящей кошки, лающей собачки, и я ее сыграю. Я артист». Артисты такого масштаба могут сыграть что угодно.
Мне хочется играть для умных зрителей. Если бы вы приехали в театр в Петербург или Москву, то вам было бы понятно, что у нас происходит на сцене. Есть Comedy Club, есть КВН…
— И это не ваш зритель?
— У нас в основном театральный зритель. Тот, который видит и чувствует. Бывают, конечно, и у нас разные люди. Но хочется играть перед умными зрителями, а не перед дураками. К счастью, умных сейчас много. У нас аншлаги. Приятно работать для людей, которые тебя понимают. Это очень-очень важно.
— Насколько для вас важна обратная связь со зрителями?
— Обратная связь происходит во время спектакля. Я как профессиональный человек понимаю, какие зрители, когда они только рассаживаются в зале. Я уже знаю, что делать. Зрители бывают разные. Можно сразу легко начать — в зале, который уже настроен на спектакль. Это легкие зрители, которые пришли не просто повеселиться, а поучаствовать в постановке. И это замечательно.
Но есть и такой зал, который думает: «Ну, давайте, развлекайте нас!» Это ужасные, циничные зрители. Не жизнерадостные и не верящие в чудо. Я не чувствую их энергетики не из-за того, что я плохо играю. Просто атмосфера в зале такая. Они еще не пришли, а уже хотят убежать по каким-то своим делам. Таких зрителей нужно сразу брать за горло и не опускать до самого конца. И тогда, возможно, они что-то почувствуют.
«НЕ ПЬЕШЬ? НУ И ДУРАК!»
— Часть ваших работ, — речь о сериалах, — предназначена для телевидения. Что, по-вашему, сейчас происходит с телевидением? Почему всё чаще встречаются те, кто гордится тем, что дома у них нет телевизора?
— Я считаю, что любая крайность — это самодурство. Нет телевизора, но есть Интернет. И там можно посмотреть какие-то вещи. Сейчас вышло много хороших русских фильмов. Люди стараются делать качественное кино. С теми, кто заявляет: «Я не курю и я не пью», я не общаюсь. Я не понимаю крайностей. Зачастую такие люди в какой-то момент начинают страшно дымить и бухать.
Я против крайностей, я — за золотую середину, за самодостаточного человека. А что такое самодостаточный человек? Это умный человек. Он никогда не скажет: «У меня нет телевизора, я не смотрю ваше г..но». Те, кто так говорят, не интересуются жизнью. А жизнь очень интересна. Она меняется каждый день.
И политикой надо интересоваться, и смотреть, что делают другие люди, и слушать музыку. Я считаю, что артист должен читать, смотреть, видеть, наблюдать и интересоваться жизнью. У меня много разных хобби помимо работы. И это обогащает мою жизнь.
Надо быть стараться легким, умным, думающим человеком. А вот такие «Я не пью…». Ну и дурак, что не пьешь! Почему бы не выпить бокал хорошего вина раз в неделю? Если тебе здоровье позволяет, то почему бы не выпить? Что за глупость?! Мне всегда интересно, что делают люди. Если у тебя нет телевизора, ты не ходишь в кино и театр, то что ты делаешь? Расскажи!
ИСКУССТВО — ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
— В каких ролях вас ждать в ближайшее время?
— Есть пара хороших фильмов, в которых я сыграл. Но у них пока нет названий. Так зачастую бывает: картину сняли, а денег на рекламную кампанию еще не нашли. И поэтому на данный момент нет утвержденного названия.
Но если кто-то с Кипра летит в Питер или Москву, то приходите на наши спектакли. Я сейчас играю в «Операции “Развод”», «Любовнике» и «Феномене». Эти постановки для тех, кто ищет ответы на какие-то личные вопросы. Мы пытаемся ответить на некоторые из них. Искусство для того и существует, чтобы отвечать на вопросы.
ДИЛЕТАНТИЗМ — СТРАШНАЯ ВЕЩЬ
— Есть ли что-то, что бы вы хотели пожелать себе?
— Только сейчас мы с Андреем Носковым говорили о том, что надо идти преподавать, хотя нет времени на это. Знаете, почему надо? У нас одновременно вырвалась одна фраза: «Через два года не с кем будет работать!» У нас нет хороших декораторов, художников, костюмеров, гримеров. А это базис для производства спектакля. Это же страшная вещь! Дилетантизм — вот что нас окружает!
Сейчас нет хороших молодых артистов, у которых в головах не слава и деньги, а профессия. Вот представьте, что вас лечит хирург, который думает только о том, чтобы заработать на вас деньги. Хороший хирург в первую очередь думает о профессии. У него люди выживают после операций, к нему всегда есть очередь, и тогда у него появляются деньги.
А у наших молодых артистов мысли по-другому повернуты. Они думают: «Вот сейчас снимусь в главной роли, и у меня всё будет». А надо думать не о главной роли, а о профессии! Нужно думать, как сыграть эту роль, а не что будет после этого. Увы, пришло время дилетантов. И я хочу пожелать себе и всем коллегам, чтобы нам чаще встречались профессионалы.
Меня как-то приглашали на Первый канал принять участие в шоу с боксом. Я сказал: «Вы обалдели?» Мне дадут по башке, и я потом полгода буду восстанавливаться, сорву все спектакли, гастроли и передачи на телевидении. Меня также приглашали в шоу на коньках. Я, слава Богу, отказался. А Андрей Селин сломал ногу, и из-за этого у нас полетело всё.
Организация спектакля в театре — это серьезный процесс. Если бы каждый занимался своим делом на профессиональном уровне, то тогда бы мы могли гордиться и своим кино, и своей страной.
Всё чаще из массовки приходят люди и говорят, что хотят быть артистами, не учась актерскому мастерству. Сначала нас это веселило, а потом стало тревожить. Ведь они всерьез говорят: «Мы же в массовке работаем, можем и артистами сыграть».
Если в больнице к руководству придет уборщица или санитарка и скажет, что готова работать хирургом, то будет смешно. Ответ будет один: «Вы обалдели? Идите и учитесь в институте. И если вы чему-то научитесь, то тогда приходите, и, можем быть, мы вас возьмем».
Все хотят легких путей. Лишь немногие понимают, что это обреченность на неуважение. Я против артистов из подсобки. А еще я против детей на сцене. Я просто знаю много историй от продюсеров, которые рассказывают, что потом происходит с этими детьми.
— Много искалеченных судеб?
— Детям говорят, что они хорошо поют. И на этом всё. А дети думают, что так будет каждый день. И в итоге это сломанные дети. Детей надо хвалить. Но делать это надо в кругу семьи или в школе.
— Я желаю вам легких зрителей на Кипре, которых не придется «хватать за горло», зрителей, готовых сопереживать и думать. Вы на Кипре уже бывали?
— Я никогда не был на Кипре! Все вокруг говорят о Кипре, все там уже побывали. А я нет, и поэтому чувствую себя полным лохом. Я очень хочу попасть на Кипр!
— Приезжайте! В начале октября у нас летняя погода, море будет теплым.
— Я так хочу на море! У нас всё время дожди и холод. Я желаю себе побыстрее попасть на Кипр!
Фото — ТАСС
Редакция еженедельника «Европа-Кипр» выражает благодарность за помощь в организации интервью директору компании «Волшебный мир театра» и организатору гастролей на Кипре Светлане Сусловой
«ЛЮБОВЬ ПО-ИТАЛЬЯНСКИ»
6 октября
Лимассол, театр «Риалто»
Начало — в 19:00
Цена билетов — 30, 35 и 40 евро
Билеты в кассах театра Риалто или на сайте
Дополнительная информация по телефону: 96 30 2770