«Стрижка» депозитов в двух банках Кипра: 12 лет спустя

В марте 2013 года Кипр стал первой страной в еврозоне, которая применила беспрецедентную на международном уровне меру по спасению своего банковского сектора — «стрижку» депозитов в двух главных банках страны. Спустя 12 лет страна восстановилась, продемонстрировав значительное улучшение ключевых экономических показателей. Однако она до сих пор ощущает на себе последствия «стрижки», кардинально изменившей ее экономическую политику и уровень доверия ее жителей к финансовой системе. 

BAIL-IN («СПАСЕНИЕ ЗА СЧЕТ ВКЛАДЧИКОВ»)

Как напоминает StockWatch, финансовый кризис на Кипре не был внезапным явлением. Он стал результатом цепочки событий и политических решений на международном, европейском и национальном уровнях. К 2011 году кипрские банки оказались чрезмерно раздутыми, достигнув в совокупности размеров, в семь раз превышающих ВВП страны. Они также были подвержены рискам, поскольку зависели от состояния греческой экономики и ее государственных облигаций. 

После внедрения в Греции в 2012 году программы PSI (Private Sector Involvement) по реструктуризации частных долгов и последующему обесцениванию греческих облигаций кипрские банки лишились более 4 млрд евро, что сделало их рекапитализацию неизбежной. У правительства Республики Кипр не было столько свободных средств в госбюджете, поэтому оно вынуждено было обратиться за помощью к ЕС и МВФ. 

Первоначально Брюссель потребовал ввести единоразовый антикризисный сбор с размещенных во всех кипрских банках средств в размере 6,75% c суммы до 100 000 евро и 9,9% c суммы свыше 100 000 евро (сразу после этого на Кипре были блокированы все банковские операции, чтобы не допустить вывода активов за рубеж).

Однако после отказа парламента одобрить этот план Кипр вынужден был согласиться на введение пакета жестких мер в рамках меморандума в обмен на финансовую помощь в размере 10 млрд евро от «тройки» кредиторов (Еврокомиссии, Международного валютного фонда и Европейского Центробанка).  

Программа санации банковского сектора Кипра предусматривала:

  • банкротство и закрытие Laiki Bank с передачей его «здоровых» активов в Bank of Cyprus,
  • списание 47,5% от вкладов свыше 100 тысяч евро в Bank of Cyprus,
  • введение жесткого контроля над движением капитала для предотвращения массового вывода средств,
  • резкое сокращение банковского сектора путем продажи филиалов и сокращения числа банков и банковских отделений. 

Последствия были тяжелыми: экономика погрузилась в глубокую рецессию, безработица резко возросла, а доверие к банковской системе было подорвано. 

Фото Cyprus News Agency: во время акции протеста против вмешательства «тройки» международных кредиторов. Никосия, март 2013 года

КИПР ПОСЛЕ «СТРИЖКИ»

После 2013 года правительство Республики Кипр проводило политику жесткой экономии, реформировало банковскую систему и стремилось привлечь инвестиции для перезапуска экономики. К 2015 году страна вышла из рецессии, а ВВП снова начал расти.

Началась стабилизация в банковском секторе, хотя доля «токсичных» кредитов оставалась чрезвычайно высокой до 2018 года. Безработица, достигшая пика в 16,5% в 2014 году, постепенно снижалась, опустившись ниже 10% к 2019-м. 

В 2020-2024 годах банковский сектор радикально сократил объем проблемных кредитов, а экономика диверсифицировалась, сделав ставку не только на туризм, но и на технологический сектор и судоходство. Кипр вернул себе инвестиционный рейтинг и обеспечил устойчивость государственных финансов. 

К 2025 году ВВП практически удвоился, уровень безработицы снизился до 4,9%, доля проблемных кредитов упала до низкого уровня, а госдолг, превышавший 100% ВВП в 2013 году, теперь составляет 66,4%, что считается устойчивым уровнем. Если в 2013 году дефицит бюджета составлял 5,6% ВВП, то в 2024 году кипрская экономика продемонстрировала профицит в 3,5% ВВП. 

«СТРИЖКА»: 12 ЛЕТ СПУСТЯ

Экономист и бывший банкир Мариос Клеридис в комментарии для StockWatch признал, что, несмотря на восстановление, экономика Кипра до сих пор испытывает последствия кризиса 2013 года. И хотя страна быстро вернулась на международные рынки, некоторые ключевые реформы, предложенные в период меморандума, так и не были завершены. Банковская система претерпела значительные положительные изменения, но не избавилась полностью от проблем с «токсичными» кредитами (их просто передали инвестиционным фондам). 

Мариос Клеридис также подчеркнул, что экономика Кипра во многом зависит от привлечения иностранных компаний, что способствует росту экономики, но одновременно приводит к повышению цен на недвижимость и снижению покупательной способности среднестатистического киприота. 

Высокий уровень цен на аренду жилья, особенно в районах с активным присутствием иностранных компаний, делает жизнь дорогой для местного населения. Кроме того, официальные макроэкономические данные не всегда отражают реальную ситуацию, так как не учитывают различия в доходах местных жителей, иностранных сотрудников международных компаний и низкооплачиваемых мигрантов. 

До сих пор остаются нерешенными вопросы, связанные с компенсацией средств вкладчикам, потерявшим средства, акционерам и держателям ценных бумаг. В судах Республики Кипр продолжаются судебные разбирательства, связанные со «стрижкой» депозитов в Laiki Bank и Bank of Cyprus.

Подробнее — в статье «Европы-Кипр» «Минфин Кипра возобновит прием заявок на выплату компенсаций от пострадавших в 2013 году во время “стрижки”»

УРОКИ КРИЗИСА

Профессор в области финансов Imperial College Business School Александрос Михаилидис считает, что, хотя Кипр и извлек уроки из кризиса, не все необходимые выводы были сделаны. Два главных усвоенных урока — это более ответственное управление государственными финансами и улучшенное корпоративное управление в банках. Однако остаются нерешенные проблемы: 

1) Экономика Кипра по-прежнему уязвима перед глобальными кризисами. 

2) Конкурентоспособность страны остается низкой из-за дорогой электроэнергии и высоких процентных ставок. 

3) Климатические изменения требуют значительных инвестиций в водоснабжение и энергетику. 

4) Неравенство в обществе сохраняется, что требует расширения уже действующих и введения новых социальных программ поддержки.

5) У бизнеса и кипрских семей по-прежнему высокий уровень долгов. 

Главный урок 2013 года, который Кипр не усвоил, заключается в том, что проблемы нужно решать сразу, а не откладывать в надежде, что они исчезнут сами собой.

Александрос МИХАИЛИДИС 

Как считает профессор Imperial College Business School, если бы необходимые меры были приняты еще в 2011 году, а не в 2013-м, Кипру, возможно, удалось бы избежать жесткого списания депозитов и воспользоваться более мягкими механизмами антикризисного регулирования.

Статья по теме

«Во сколько обошелся Кипру финансовый кризис 2013 года?»

Фото Cyprus News Agency

!!! — Подписывайтесь на страницы «Европы-Кипр» в Facebook, Instagram, Twitter и на канал в Telegram

Информационный канал «Европы-Кипр» — Kiprogram в Телеграме